Мировой рынок искусства в 2018 году. Доклад Artprice и Artron

В 2018 году мировой рынок искусства рос третий год подряд на фоне рекорда объем сделок (539 000 проданных лотов), что в два раза выше, чем в 2000 году. Такие данные приводятся в докладе по итогам прошедшего года аналитиков Artprice и Artron.

Основным «локомотивом» арт-рынка являлись Соединенные Штаты, за прошлый год местный рынок искусства и антиквариата вырос на 18% до $5,9 млрд. Великобритания показала рост в 12%, Италия + 17% и Япония + 31%. Падение отмечено на французском (-10%) и китайском (-12%) арт-рынках.

На аукционы приходится 44% от общего количества сделок на арт-рынке. В 2018 году с молотка было продано произведений искусства и антиквариата на $15,5 млрд (с комиссией), что на 4% больше, чем в  2017 году. Крупнейшими из них, как и прежде, являются Christie’s ($4,998 млрд) и Sotheby’s ($3,932 млрд). Третье место у Poly Group — $654 млн, в «пятерке» лидеров Phillips ($653 млн) и China Guardian ($606 млн).

Доля США в общем обороте аукционов предметами искусства составляет 38%, на втором месте Китай (29%), замыкает тройку лидеров Великобритания (18%). Западный рынок искусства сконцентрирован вокруг Нью-Йорка и Лондона. Британская столица является основным мировым центром по продаже старых европейских мастеров, западное изобразительное искусство, начиная с XIX века и до современного творчества, сконцентрировано в Нью-Йорке, этот город стал международной столицей арт-рынка. Как пример, в 2018 году в «Большом яблоке» установили девять аукционных рекордов.

Китай с оборотом $4,5 млрд, имеет сразу несколько центров торговли предметами искусства: Пекин (45%), Гонконг (29%), Шанхай (7%) и Гуанчжоу (6,7%). В 2018 году на китайском рынке лишь 32 лота (11 картин маслом и 21 каллиграфия) были проданы по цене выше $10 млн, что на 15,78% меньше, чем годом ранее. Лишь два предмета набрали цену выше $50 млн, в частности, тысячелетний китайский свиток «Дерево и камень» каллиграфа и художника Су Ши продали за $59 млн.

На западном рынке искусства и антиквариата на картины приходится 40% всех сделок, на принты — 22%, рисунки — 21%, скульптуру — 8%, фотографию — 4%. На модерн приходится 48% продаж, на послевоенное искусство — 22%, на современное — 13%, на искусство XIX века — 12%, произваедения Старых мастеров — 5%.

14 мая на аукционе Sotheby’s отметку в $157 млн преодолела картина итальянского художника Амедео Модильяни (1884-1920) «Лежащая обнаженная» (Nu couché). Это делает ее самим дорогим лотом 2018 года. Абсолютный рекорд аукционной цены за работы Модильяни принадлежит «Лежащей обнаженной» (Nu Couché), которую Художественная галерея в Шанхае, основанная миллиардером Лю Ицянем, приобрела в 2015 году за $170,4 млн.

А самым «капитализированным» художником является Пабло Пикассо (1881-1973), в 2018 году было зарегистрировано 3390 проданных работ этого художника на общую сумму $744,4 млн. В 2018 году его «Девушка с цветочной корзиной» (Fillette à la corbeille fleurie), 1905, была куплена на аукционе за $115 млн. Это обеспечило ей вторую строчку в рейтинге самых дорогих произведений живописи 2018 года.

Таким образом, в 2018 году лишь две картины (обе относятся к современному искусству), смогли на торгах собрать сумму свыше $100 млн.

Во второй половине 2018 года на западных аукционах был отмечен высокий уровень непроданных лотов. Так 15 и 16 ноября на торгах Christie’s в Нью-Йорке  произведениями послевоенного искусства в Нью-Йорке этот показатель составил 17%. Однако тогда же был установлен новый рекорд цены для работ ныне живущих художников. «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» (Portrait of an Artist (Pool with Two Figures) Дэвида Хокни (1937-…) ушел с молотка за $90,312 млн. Это четвертое место среди самых дорогих произведений искусства, проданных в 2018-м.

В октябре $432 500 заплатили на аукционе Christieʼs за картину, созданную искусственным интеллектом. Она называется «Портрет Эдмона Белами» и входит в серию «Семья Белами», созданную французским арт-коллективом Obvious Art с помощью искусственного интеллекта. «Портрет Эдмона Белами» (70 x 70 см) стал первым творением искусственного интеллекта, проданным за столь крупную сумму и на солидном аукционе, изначально лот оценивали в $7-10 тысяч.

В области абстрактного искусства самым дорогим художником 2018 года стал русский художник-авангардист Казимир Малевич (1878-1935). В мае 2018 года его «Супрематическую композицию» (1916) продали с аукциона Christie’s в Нью-Йорке за $85,8 млн. В целом в области абстрактного искусства самым дорогим художником является Марк Ротко (1903-1970). В 2014 году российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев выложил за «№ 6 (Фиолетовое, зелёное и красное) (No. 6 (Violet, Green and Red)) $186 млн. Если же брать только аукционные продажи, то в мае 2012 года на нью-йоркском аукционе Christie’s «Оранжевое, Красное, Желтое» (Orange, Red, Yellow) набрала $86,882 млн.

Хотя количество аукционных сделок на Западе неуклонно растет, половина продаваемых так произведений искусства стоит менее $1 000. Из почти 539 000 произведений искусства, проданных по всему миру в 2018 году, менее 4% стоят больше $50 000. В то же время 52% лотов стоят менее $1 000, а в сегменте до $5 000 — 79%.

В таком диапазоне можно найти работы даже очень раскрученных художников. Так ксилография Поля Гогена «Ночь» (Te Po (La Nuit)) на аукционе Mainichi в Токио 14 июля 2018 года была продана за $2 300, а его гравюра «Женщина у реки» (Auti Te Pape (Femme à la rivière)) — за $5 000 в сентябре в нью-йоркской галерее Swann.

Читать еще

Leave a Comment

четырнадцать + 16 =