Не простые, а золотые. Царские подарки на Пасху — яйца Фаберже. Часть 2

Яйца Фаберже — серия ювелирных произведений без преувеличения самого известного российского ювелира Карла Фаберже. С 1885 года и до самой революции 1917 года этот «ювелир Его Императорского Величества и поставщик Высочайшего Двора» ежегодно изготавливал к Пасхе подарочные яйца для российских императриц. Были вручены августейшим заказчикам 50 изделий, которые можно смело назвать шедеврами ювелирного искусства. 30 яиц на Пасху получила Мария Федоровна — супруга императора Александра III и мать Николая II; 20 — императрица Александра Федоровна — жена последнего российского царя. Кроме того, на звание «императорских» претендуют еще два яйца, оба 1917 года. Правда, одно является лишь заготовкой, а подлинность второго вызывает сомнения. Из полсотни ювелирных яиц неизвестно местонахождение и судьба шести. У доброй половины «доживших» до наших дней не хватает деталей и комплектующих.

После смерти в октябре 1894 года императора Александра III (1845-1984) на престол взошел его сын Николай II. Он продолжил традицию, основанную отцом, — дарить императрицам на Пасху яйца Фаберже. К празднику 1895 года он заказал сразу два ювелирных яйца: одно для своей матери, овдовевшей императрицы Марии Фёдоровны (1847-1928), второе — для своей супруги Александры Фёдоровны (1872-1918). В этой статье речь пойдет о подарках Марии Фёдоровны.

Пасхальные яйца вдовствующей императрице Марии Федоровне от сына Николая II

  • 1895 — императорское пасхальное «Синее яйцо-часы со змеёй» («Яйцо-часы с синей змеёй»)

Первое из пасхальных яиц Фаберже, подаренных Николаем II Марии Фёдоровне. Дизайн этого яйца Фаберже потом использовал при создании «Яйца герцогини Мальборо» в 1902 году.

Большая часть яйца (183 мм) покрыта полупрозрачной синей эмалью и золотыми полосами с бриллиантами, а также в его нижней и верхней частях есть элементы часового звонка. На каждой из сторон яйца располагаются золотые ручки в виде скульптурных арок в форме буквы «C», прикреплённые недалеко от верха и посередине яйца.

При украшении «Яйца-часов с синей змеёй» не использовались сапфиры, при этом в документах об описи конфискованного имперского имущества за 1917 год и в документах передачи коллекции из Аничкова дворца в Совнарком от 1922 года указано, что сапфиры таки пошли на его украшение.

Яйцо покоится на золотой подставке, украшенной узорами из опаловой белой эмали. Три панели подставки покрыты золотом. Золотая змея, инкрустированная бриллиантами, обвивает подставку, соединяя её с яйцом. Она поднимается до середины яйца, неподвижная голова змеи и её язык указывают на текущее время на белой панели с римскими цифрами около вершины яйца. Мастер-ювелир — Михаил Перхин.

В счёте-фактуре указано: «Яйцо из синей эмали в стиле Людовика XVI, 4 500 рублей».

Поскольку «Синее яйцо-часы со змеёй» являет собой работающий часовой механизм, оно не содержит сюрприза. Это первые яйца Фаберже с рабочими часами.

Яйцо хранилось в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, который вдовствующая императрица Мария Федоровна сделала своей резиденцией после смерти Александра III, вплоть до революции 1917 года. Потом его вместе с другими ювелирными изделиями перевезли в Оружейную палату Московского Кремля.

В 1927 году «Яйцо-часы с синей змеёй» было продано Мишелю Норману из Australian Pearl, а в 1950 году было выкуплено Эмануэлем Сноуманом (1886-1970) из лондонского антикварного и ювелирного дома Wartski. В 1972 году было продано судовладельцу Ставросу Ниакросу за 64 103 фунтов стерлингов.

В 1974 году его подарили князю Монако Ренье III (1923-2005) в честь 25-летия нахождения на престоле. Он же вручил его своей супруге, княгине Грейс. После смерти Ренье III княжеский престол и «Синее яйцо-часы со змеёй» унаследовал Альбер II (1958 г.р.).

 

  • 1896 год — императорское пасхальное яйцо «Двенадцать монограмм» (портреты Александра III)

Данное ювелирное яйцо посвящено 30-й годовщине со дня свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны. Считается одним из самых красивых творений фирмы Фаберже.

22 марта 1896 года вдовствующая императрица Мария Фёдоровна писала Николаю II: « Не найти слов, мой дорогой сын, как я была тронута и взволнована, получив прелестное яйцо с милыми портретами твоего обожаемого ПАПА! Как же хороши на яйце монограммы!..»

Поверхность золотого яйца (79 х 56 мм) разделена на шесть панелей, покрытых тёмно-синей эмалью и украшенных орнаментами. Их рассекают рельефные обручи, инкрустированные бриллиантами. Пересечения обручей и панелей отмечены крупными бриллиантами.

Каждую панель украшает монограммы Мария Фёдоровны и Александра III, а также императорская корона, выложенные алмазами. На «верхушке» и внизу яйца находятся крупные бриллианты, окруженные мелкими.

Яйцо открывается, внутри отделано бархатом. Сюрприз — шесть миниатюрных портретов императора Александра III на подставке из золота, украшенные десятью сапфирами и бриллиантами. Они утеряны, об их судьбе неизвестно.

Мастер-ювелир — Михаил Перхин, миниатюры — Иоганнес Цейнграф. Стоимость — 3 575 рублей.

После Октябрьской революции яйца Фаберже «Двенадцать монограмм» пропало, оно «всплыло» в Италии как в собственность мисс Андреа Берчиэлли. В 1949 году было выкуплено наследницей компании General Foods Марджори Мерриуэзер Пост (1887-1973). После её смерти в 1973 году собранная ею коллекция произведений искусства отошла по завещанию Музею Хиллвуд в Вашингтоне, США.

  • 1897 год — розово-лиловое императорское пасхальное яйцо с рамкой в форме сердца с тремя миниатюрами

Само яйцо с эмалью лилового цвета (mauve) утеряно, сохранился лишь сюрприз (82 мм) — рамка в форме сердца, покрытая красной эмалью, которая при нажатии на жемчужину в основании превращается в трилистник клевера, на листьях которого написаны портреты сына (Николая II), невестки (Александры Федоровны) и первой внучки ((великой княжны Ольги Николаевны)) вдовствующей императрицы. На внешней стороне одного из листов алмазами выложена дата «1897».

Портреты акварелью по слоновой кости написал художник-миниатюрист Иоганнес Цейнграф, над яйцом, вероятно, трудился Михаил Перхин. Стоимость яйца по счету Фаберже — 3 250 серебряных рублей.

Подобная рамка в форме сердца станет сюрпризом «Рокайльного» яйца, изготовленного Фаберже к Пасхе 1902 года для российского промышленника Александра Кельха.

Судьба яйца не известна, а сюрприз в форме сердца впервые появился в 1962 году, когда был куплен в Париже Лидией Детердинг. В 1978 году был продан на аукционе Christie’s Женеве за 40 000 швейцарских франков Малкольмом Форбсом (1917-1990) — издателем авторитетного бизнес-журнала Forbes. В феврале 2004 года всю коллекцию яиц Фаберже «Форбса» выкупил российский миллиардер Виктор Вексельберг (1957 г.р.).
  • 1898 год — императорское пасхальное яйцо «Пеликан»

Данное яйцо Фаберже (102 х 133 х 54 мм) в стиле ампир (торжественный, парадный, военно-триумфальный, с богатым декором) является одним из немногих, не имеющих эмалевого покрытия. Покрыто гравированным красным золотом. Верхушка увенчана эмалированной фигуркой пеликана с инкрустированными бриллиантами крыльями, который кормит птенцов в золотом гнезде.

Яйцо украшено гравировкой: «Посети виноградъ сей и вы живы будете».

Императорское пасхальное «Яйцо пеликана» покоится на золотом основании, состоящем из двух колец, украшенных орнаментами, с четырьмя ножками, опирающимися на звериные лапы.

Сюрпризом «Яйца пеликана» является ширма из восьми овальных панелей, в которую он превращается. На  панелях из слоновой кости изображены петербургские «институты благородных девиц», покровительницей которых была вдовствующая императрица:

  • Ксенинский институт (1894);
  • Николаевский сиротский институт (1837);
  • Патриотический институт (1827);
  • Смольный институт (1764);
  • Екатерининский институт (1798);
  • Павловский институт благородных девиц (1798);
  • Сиротский детский дом имени цесаревича Николая Александровича (1837);
  • Елизаветинский институт (1808).

С обратной стороны миниатюр указаны изображенные учреждения. Общая длина ширмы — около 29 см.

Мастер-ювелир — Михаил Перхин, миниатюры Иоганнес Цейнграф. Фаберже выставил счет императору за «Яйца пеликана» в размере 3 600 руб. К данному ювелирному изделию прилагается красный бархатный чехол.

В 1930 году императорское яйцо «Пеликан» было продано за 1 000 рублей американскому бизнесмену Арманду Хаммеру (1898-1990), основавшему в Нью-Йорке галерею Хаммера (Hammer Galleries). В конце 30-х годов он перепродал его Лилиан Томас Пратт (1876-1947), супруге президента General Motors Джона Пратта. После её смерти в 1947 году шедевр ювелирного искусства отошел Музею изобразительных искусств Вирджинии в Ричмонде, США.

  • 1899 год — императорское пасхальное яйцо «Анютины глазки»

Одно из трех императорских яиц Фаберже в стиле модерн. В счете стиль не указан, хотя по другим яйцам Фаберже считает это важным.

Пасхальное яйцо (146 мм) вырезано из цельного нефрита и покрыто зелёной эмалью. Покоится на связке золотых листьев, от которой отходят стебли пяти цветков и пяти бутонов анютиных глазок, которые охватывают яйцо. Верхние лепестки анютиных глазок выполнены из золота, покрытого непрозрачной эмалью, нижние из бриллиантов.

Сюрприз — разборный перламутровый мольберт в виде сердца, на котором в виде одиннадцати ягод земляники, украшенных личными монограммами изображено генеалогическое дерево членов императорской семьи Романовых. При нажатии на кнопку все медальоны открываются, показывая портреты членов царской семьи.

Мастер-ювелир — Михаил Перхин. Яйцо имеет деревянный футляр, который, вероятно, не оригинален.

Экспертная оценка 1927 года показала, что две миниатюры были повреждены: крышка была оторвана от одной, а сколы эмали — на другой. В том же году было яйцо «Анютины глазки» было возвращено Оружейным фондом Наркомфина в Оружейную палату, его инвентарный номер — 17 539. Несмотря на это, в 1930 году выбрано для реализации за границу.

За 7500 рублей ($3 750) его продали братьям Хаммер. До 1947 года выставлялось в нью-йоркской Hammer Galleries, стало первым яйцом Фаберже, купленным Матильдой Геддингс Грей (1885-1971) — наследницей нефтяной империи из американского штата Луизиана. В последствии она подарила его своей племяннице Матильде Грей Стрим на первую годовщину свадьбы. Находится в частной коллекции в Новом Орлеане.

  • 1900 год — императорское пасхальное яйцо «Петушок»

Императорское яйцо (203 мм) выполнено из золота и покрыто фиолетовой эмалью. В середине установлен циферблат часов, украшенный эмалью и алмазами, обрамление циферблата выполнено в виде золотого лаврового венка с «ягодами» из алмазов и жемчуга. Под циферблатом пространство украшено ажурной сеткой и фруктовой гирляндой.

Подставка яйца, декорированная золотом, алмазами и эмалью, имеет вид круглого пьедестала с тремя плоскими поддерживающими колонками.

Сюрпризом является механический петушок, способный петь, раскрывая клюв, и махать крыльями. Петушок появляется из-под ажурной крышки на верхушке яйца при наступлении каждого нового часа или при нажатии кнопки.

На вершине решетки год «1900» прикрыт крупным бриллиантом. В отделке яйца также использовали 188 бриллиантов поменьше и два рубина. Мастер-ювелир — Михаил Перхин.

Яйцо «Петушок» является вторым из девяти яиц с механизмами, произведенных Фаберже. Счет от ювелира за данный шедевр составил 6 500 рублей. По мотивам данного яйца был изготовлен «Шантеклер Кельха» — одно из семи пасхальных яиц по заказу промыщленника.

Императорское яйцо «Петушок» в 1927 году было продано советской властью Эмануэлю Сноуману изWartski, в 1934 году было перепродано миссис Изабелле С. Лоу за 350 фунтов стерлингов. Меняло хозяев не менее семи раз, пока в 2004 году не оказалось в коллекции Виктора Вексельберга.

  • 1901 год — императорское пасхальное яйцо «Гатчинский дворец»

Золотая поверхность яйца (127 х 91 мм) покрыта эмалью молочного цвета и делится двенадцатью полосками жемчуга, которые декорированы изящным узором из гирлянд, бантов, корзин с цветами и т.д.

Год «1901» и монограмму императрицы Марии Федоровны на обоих концах яйца, изначально, скорее всего, венчали два больших плоских бриллианта, позднее были удалены. Внутренняя отделка — белый бархат.

Сюрприз — миниатюрная золотая модель Гатчинского дворца, который служил резиденцией вдовствующей императрицы за пределами Санкт-Петербурга.

Чрезвычайно детальная работа позволяет рассмотреть такие элементы пейзажа, как деревья и кусты, пушки и статую Павла Первого. Сюрприз не извлекается из яйца.

Мастер-ювелир — Михаил Перхин, счет императору за за ювелирное изделие составил 5 000 рублей.

В 1903 году Перхин по заказу Александра Кельха создал пасхальное яйцо «Бонбоньерка», буквально скопированное с «Гатчинского дворца». Правда, сюрпризом там служит агатовый футляр с миниатюрным кулоном.

Пасхальное яйцо «Гатчинский дворец» в 1920 году было куплено русским эмигрантом в Париже Александром Половцовым. В 1930 году его выкупил американец Генри Уолтерс (1848-1931). После его смерти перешло основанному им Художественному музею Уолтерса в Балтиморе, штат Мэриленд.

  • 1902 год — императорское пасхальное яйцо «Нефритовое» («Ампир»)

Яйцо (95 х 63 х 21,5 мм) в золотой оправе на двух колоннах из нефрита, внутри сюрприз — портреты великой княгини Ольги Александровны и ее супруга, принца Петра Ольденбургского.

Сам Карл Фаберже в счете-фактуре описывал это императорское яйцо так: «Яйцо Empire нефритовое с золотом, двумя бриллиантами и миниатюрой — 6 000 рублей».

Яйцо поделено вертикально на три части, образуя створки. Корпус вырезан из цельного куска сибирского нефрита.

Декор исполнен в стиле «ампир»: резные антемии и вьющийся лиственный узор; отдельные панели яйца окаймлены канатным плетением и ступенчатой рамкой; по окружности опоясано широким ободом из желтого золота с монограммами великой княгини Ольги Александровны и принца Ольденбургского в лавровых венках и гирляндах. Между монограммами — пылающие факелы и фигуры коленопреклоненной греческой богини Ники.

На задней стороне яйца повторяются идентичные лавровые венки с монограммой вдовствующей императрицы Марии Федоровны и датой «1902». Яйцо увенчано императорской короной на лентах с двумя бриллиантами в сетчатой оправе.

Яйцо закреплено на двух колоннах из нефрита, украшенных золотым декором, вершины колонн украшают золотые фигурки лебедей.

Колонны установлены на прямоугольном ступенчатом нефритовом пьедестале. Пьедестал украшен орнаментом из лебедей с расправленными крыльями, между лебедями подвешены лавровые гирлянды, над гирляндами — лавровые венки. Верх и низ пьедестала обрамляет золотой фриз из отдельных листьев.

Нажатием кнопки в нижней части яйца приводится в действие пружинный механизм, открывающий створки, подвешенные на шарнирах. Внутри находится двойной портрет-миниатюра (масляная живопись на цинковой пластине) великой княгини Ольги Александровны и ее супруга принца Ольденбургского.

Изнутри створки украшены узором из гравированных переплетающихся лавровых венков и стрел, обрамленных лавровыми гирляндами из полированного золота.

Мастер-ювелир — Михаил Перхин, миниатюрист — Иоганнес Цейнграф.

С 20-х годов прошлого столетия яйцо «Нефритовое» («Ампир») считалось утраченным, аутентифицировали его только в 2015 году. Ряд экспертов относятся к этому «открытию» весьма скептически. В настоящее время оно находится в частной коллекции в Нью-Йорке.

 

  • 1903 год — императорское пасхальное яйцо «Датский юбилей»

Данное императорское яйцо было приурочено к 40-й годовщине восшествия на престол родителей вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны — короля Дании Кристиана IX и его супруги королевы Луизы.

В 1903 году Мария Федоровна прибыла в Данию для участия в торжествах. Николай Второй послал матери пасхальный подарок в Копенгаген вместе с письмом. Принято считать, что вдовствующая императрица забрала пасхальное яйцо «Датский юбилей», возвращаясь в Санкт-Петербург. Потом его след теряется. Считается утраченным, его местоположение неизвестно.

Сохранились изображения яйца «Датский юбилей» и описания. Изготовлено из золота, украшено белой и синей эмалью, инкрустировано драгоценными камнями, длина 280 мм. В центре размещен увенчанный короной медальон с вензелем, напоминающим букву «М».

На вершине яйца, покрытой золотой сеткой, установлена миниатюрная фигура слона. Напомним, что слон изображен на королевском гербе Дании.

Яйцо поддерживается тремя геральдическими львами, стоящими на постаменте.

Сюрпризом «Датского юбилея» являлся миниатюрный двусторонний портрет короля Кристиана и королевы Луизы. Каждая миниатюра (акварелью на слоновой кости) увенчана алмазной короной и инициалами.

Мастер-ювелир неизвестен, вероятно, Михаил Перхин.

В 1904-1905 годах Карл Фаберже не делал пасхальные яйца по распоряжению Николая Второго из-за русско-японской войны.

  • 1906 год — императорское пасхальное яйцо «Лебедь»

Автор данного ювелирного произведения (100 х 73  х 55 мм) неизвестен, на нем стоит клеймо управляющего Якова Ляпунова. Есть предположение, что это работа мастера Карла Ингмана.

Материалы — цветное золото, бриллианты, платина, аквамарин, эмаль. Золотая «скорлупа» яйца покрыта матовой эмалью сиреневого цвета; украшено орнаментом в виде трельяжной решётки из волнистых лент, украшенных бриллиантами. На вершину яйца водружен большой плоский алмаз, под которым указан год «1906».

Яйцо открывается, внутри прячется сюрприз — «пасхальная корзинка», где в аквамариновом «озере» с золотыми кувшинками и лилиями «плавает» золотой посеребренный лебедь. Если завести механизм под крылом птицы, она начинает «плыть», шевеля лапками, хвостом и шеей.

В 1927 пасхальное яйцо «Лебедь» 1906 года стало одним из девяти императорских яиц, проданных Эмануэлю Сноуману из Wartsky. В 1933 году перепродано Чарльзу Парсонсу, а в 1939 году досталось египетскому королю Фаруку I (1920-1965). После его свержения в 1952 году новое правительство Египта устроило распродажу королевского имущества.

В 1954 году на аукционе Sotheby’s императорское яйцо приобрела галерея A La Vieille Russie, через несколько лет его выкупил фармацевтический магнат из Швейцарии Морис Сандоз (1892-1958). С 1995 года пасхальное яйцо «Лебедь» 1906 года хранится в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоз (Fondation Edouard et Maurice Sandoz) вместе с императорским яйцом «Павлин».

  • 1907 год — императорское пасхальное яйцо «Колыбель с гирляндами» (Любовные трофеи)

Для создания данного императорского яйца в стиле Людовика XVI использованы золото, эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, белый оникс и шёлк. Сюрприз (возможно, акварель на слоновой кости с портретами царских детей) утерян. Автор-ювелир «Любовных трофеев» — Генрих Вигстрём.

Золотое яйцо (146 мм) покрыто прозрачной светло-голубой и зелёной переливчатой эмалью, украшено «поясом» из окрашенных эмалью роз и прозрачных изумрудных зелёных эмалированных листьев, полос свитков и аканта в цветном золоте, алмазами, рубинами, жемчугом, белым ониксом и шёлком. Яйцо покоится в золотой «колыбели» на четырёх золотых колоннах, закреплённых на овальном основании из белого оникса.

До 1989 года считалось, что яйцо «Колыбель с гирляндами» (Любовные трофеи) утеряно. 22 октября 1989 года оно произвело сенсацию, став частью выставки в Музее изящных искусств в Сан-Диего.

В 1992 году было продано на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $3,19 млн американскому бизнесмену и коллекционеру Роберту М. Ли (1927-2016). Является частью коллекции созданного им Фонда. Яйцо тщательно скрывают, в интернете можно найти всего несколько его фотографий.

  • 1908 год — императорское пасхальное яйцо «Павлин»

Обе половинки прозрачного яйца (190 х 165 х 110 мм) вырезаны из горного хрусталя и вмонтированы в золотую оправу с застёжкой. На обеих половинках есть гравировка: на одной монограмма императрицы Марии Фёдоровны, на второй год «1908».

Внутри яйца на дереве из разноцветного золота, среди ветвей, покрытых цветами из драгоценных камней и эмали, сидит золотой механический павлин, раскрашенный цветными эмалями. Вся эта конструкция находится на подставке из позолоченного серебра. Мастер ювелир — Генрих Вигстрём.

Карл Фаберже выставил императору Николаю счет за это яйцо в размере 8 300 рублей.

Механический павлин из золота и является сюрпризом. Птицу можно снять с ветвей, если ее завести, она вертит головой и распускает хвост. Автором заводного павлина является механик-самоучка Семен Дорофеев, вероятно, от трудился над ним около трех лет. В 2008 году автомат отреставрировал мастер Мишель Пармиджани из компании Parmigiani Fleurier.

В 1927 году императорское пасхальное яйцо «Павлин» было продано Эмануэлю Сноуману из лондонской галереи Wartsky. В 1935 году его выкупил «мистер Хирст», который в 1947 году уступил его за 6 000 фунтов стерлингов В. Магалову. Тот в 1949 году перепродал его магнату-фармацевту из Швейцарии Морису Сандозу. Сейчас принадлежит Фонду Сандоз (Fondation Edouard et Maurice Sandoz).

  • 1909 год — императорское пасхальное яйцо «Памятное Александра III»

Утеряно, о его местонахождении ничего не известно. Это пасхальное яйцо Фаберже (95 мм) целиком изготовлено из платины, что довольно необычно для того времени. Платина тогда стоило недорого, цены на нее взлетели только после Первой мировой войны.

Яйцо покрыто белой матовой эмалью с золотыми линиями и поделено на пять секций вертикальными линиями в виде лавровых листьев, усыпанных бриллиантами. В центральной части его украшают ромбовидные кластеры, украшенные корзинками, цветами и лентами с бриллиантовыми вставками.

На верхушке и снизу ювелирного изделия находятся крупные плоские бриллианты, прикрывающие монограмму вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и год создания яйца «1909». Возле вершины размещены бриллиантовые венки, украшенные Вифлеемскими звездами также с бриллиантами. На украшение данного ювелирного шедевра мастера Фаберже потратили два крупных бриллианта и 3 467 мелких.

Сюрпризом являлся миниатюрный золотой бюст Александра III на постаменте из лазурита, украшенный ляпис-лазурью и бриллиантами. Мастером, вероятно, являлся Генрих Вигстрём.

Подставка в форме перевернутого сердца, вероятно, выполнена из позолоченного серебра. Счет за императорское яйцо 1909 года составил 11 200 рублей.

Существует всего одна официальная черно-белая фотография яйца Фаберже «Памяти Александра III». На ней, к сожалению, не представлен сюрприз.

  • 1910 год — пасхальное яйцо с моделью памятника императору Александру III

Ювелирное произведение в стиле ренессанс изготовлено из цельного куска горного хрусталя и инкрустировано платиной.

Гравировка в виде лепесткового орнамента образует «окошко» для обзора cюрприза. Верхушку яйца (155 х 50 х 75) украшает накладная платиновая «решетка», пересечения которой усыпаны бриллиантами. На «макушке» — год создания «1910», его прикрывает крупный плоский бриллиант.

С боков яйцо украшают платиновые двуглавые орлы в короне, инкрустированной граненными алмазами; снизу его держит кольцо, которое покоится на плечах четырех платиновых херувимов, «стоящих» на пятиугольной подставке из гравированного хрусталя.

Сюрприз — миниатюрная золотая копия памятника Александру III, открытого годом ранее, в 1909 году в Санкт-Петербурге — на Знаменской площади напротив Николаевского вокзала. Автором монумента, который вызвал лавину общественной критики, стал скульптор Павел Трубецкой. Александр III верхом располагается на прямоугольном постаменте из ляпис-лазури.

Ювелир выставил императору Николаю Второму счет за яйцо с моделью памятника его отцу (уже четвертого) на сумму 14 700 рублей. Мастер этого произведения неизвестен.

С 1927 года императорское яйцо Фаберже «Памятник Александру III» хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

  • 1911 год — императорское пасхальное яйцо «Лавровое дерево» (Апельсиновое дерево)

С традиционным пасхальным яйцом данное творение Фаберже, мастер которого неизвестен, имеет общего лишь название. Создано, чтобы отметить 30-летнюю годовщину вступления Марии Федоровны на престол.

На вечнозеленое «Лавровое дерево» (273 х 300 х 327 мм) ювелиры повесили 325 нефритовых листьев, 110 белых эмалевых цветов и множество плодов и почек из аметистов, цитринов и бриллиантов. Золотое дерево имеет четыре основные ветви, которые делятся на более мелкие.

На дереве Фаберже поселил механическую певчую птичку. Ее можно увидеть, если нажать на крохотный рычаг на кроне, тогда из листвы поднимается замаскированная круглая крышка, под которой в золотом гнезде-нише сидит пичужка с натуральными перышками. Если ее завести ключом, она принимается петь, вертясь в разные стороны, хлопая крылышками, поворачивая головку и открывая костяной клювик. Когда завод кончается, певунья прячется в листве.

Дерево «посажено» в квадратную кадку из белого мексиканского оникса, затянутую золотой трельяжной сеткой с эмалевыми гирляндами и рубинами кабошон. Вся конструкция покоится на нефритовом основании с четырьмя стойками по углам. Углы кадки и основания украшают жемчужные наконечники.

В счете на 12 800 рублей Фаберже указал, что на данный ювелирный шедевр пошло 219 мелких и 25 средних бриллиантов, 20 рубинов, 53 жемчужины, а также один большой граненный алмаз.

Данное императорское яйцо Фаберже является рекордсменом по количеству владельцев.

В 1927 году «Лавровое дерево» было куплено Эмануелем Сноуманом из Wartski, в 1934 году он продал его за 950 фунтов стерлингов Аллану Гибсону Хьюзу. Он изготовил для «Лаврового дерева» обтягивающий футляр, который украсил золотой монограммой AGH. Уже через год продал его вместе с восемью другими произведениями Фаберже за 2 550 фунтов стерлингов коллекционеру Артуру Брэдшоу.

Далее владельцем «яйца» стал В. Магалов и почти сразу — Лилиан Кадман, вдова руководителя British Petroleum сэра Джона Кадмана. В 1947 году оно было продано в Лондоне на аукционе Sotheby’s за 1 650 фунтов стерлингов уже владевшей им антикварной галерее Wartski. Через два года нефритовое дерево приобрел Морис Сандоз. После его смерти наследники продали изделие Фаберже нью-йоркской галерее A La Vieille Russie.

Далее оно перекочевало к миссис Милдред Каплан, которая в 1965 году рассталась с ним за $150 000, уступив Малкольму Форбсу. В 2004 году его наследники продали коллекцию яиц Фаберже Виктору Вексельбергу.

  • 1912 год — императорское пасхальное яйцо «Наполеоновское»

Было изготовлено к 100-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.

Выполненное в стиле ампир золотое яйцо (117 x 89 мм) разделено на шесть вертикальных и четыре горизонтальных секции полосами рубиновой гильошированной эмали, украшенных золотыми лавровыми листьями и розетками.

Дизайн центральной части яйца формируют шесть панелей с чередующимися аппликациями из литого и чеканного золота с изображением двуглавого герба Романовых и военных трофеев. «Верхушку» и низ «Наполеоновского» венчают крупные плоские бриллианты, прикрывающие монограмму Марии Федоровны и «дату «1912».

Сюрприз — ширма с шестью миниатюрами (гуашь на слоновой кости), изображающими представителей воинских формирований, почётным полковником которых была императрица Мария Фёдоровна:

  1. 11-я Восточно-Сибирская дивизия;
  2. 11-й Уланский Чугуевский полк;
  3. 2-й Псковский 2-й лейб-драгунский полк;
  4. Флот Имперской Гвардии;
  5. Кирасиры Имперской Гвардии;
  6. Кавалергардский полк.

Панели обрамлены ромбовидными лавровыми листьями и держатся на шарнирах, украшенных бриллиантами. Оборотная сторона каждой панели отделана зеленой эмалью и украшена монограммой вдовствующей царицы.

Мастер-ювелир — Генрих Вигстрём, автор миниатюр — Василий Зуев.

Яйцо имеет оригинальный бархатный футляр. Это одно из двух императорских пасхальных яиц, к которым сохранились оригинальные дизайнерские чертежи. Второе — «Штандарт» 1909 года.

Счет императору за это пасхальное яйцо утерян, однако сохранились документы, где зафиксировано, что два пасхальных яйца, изготовленных в 1912 году, вместе стоят 50 897 рублей 50 копеек.

В 1922 году это яйцо Фаберже передали Совету Народных Комиссаров, а позднее Московскому Союзу Ювелиров. В 1927 году, как и семь других яиц Фаберже, отправлено в Оружейную палату Кремля под № 17 557, однако в 1930 году выбрано для продажи на экспорт.

Его, как и девять других яиц, получила Hammer Galleries из Нью-Йорка. Обошлось «Наполеоновское» американцам в 5 000 золотых рублей ($2 500 долларов). С 1951 года принадлежит Матильде Геддингс Грей, после ее смерти перешло в основанной ею Фонд.

  • 1913 год — императорское пасхальное яйцо «Зимнее»

Подарок Марии Федоровне сделан в виде яйца-ледышки (142 х 102 х 82 мм), установленного вертикально на основании из горного хрусталя, оформленного в виде «тающей» глыбы льда с «ручьями» из платины и граненных алмазов.

Яйцо выточено из цельного куска горного хрусталя, состоит из двух прозрачных половинок, украшенных изнутри тончайшей гравировкой, имитирующей кристаллы льда или изморозь на окне. Снаружи яйцо также украшено гравировкой и платиновыми узорами с бриллиантами в виде снежинок. Его вершину венчает лунный камень в виде кабошона, прикрывающий дату «1913».

Ободок каждой половинки выполнен из платины и украшен бриллиантами. Открываются они вертикально. На инкрустацию яйца пошло 1 308 мелких бриллиантов и 360 средних.

Сюрпризом является платиновая корзинка с подснежниками, висящая на платиновом крючке. Цветы покоятся на подстилке из золотого мха, каждый цветок вырезан из цельного белого кварца, золотой провод служит «стеблем», «тычинки» также золотые. Листья выточены из нефрита, а бутончики цветков — из граната.

На дне плетенной корзины с ручкой выгравировано «Fabergé 1913», она украшена 1 378 бриллиантами.

Мастер-ювелир одного из самых технически сложных и креативных пасхальных яиц — Альберт Хольмстрем. Дизайн яйца выполнила его племянница Альма Пиль. Идеи и дизайн «Зимнего» позднее использовались при создании «Нобелевского» яйца.

Счет Фаберже за «Зимнее» составил 24 600 рублей, что выводит его на четвертое место в рейтинге самых дорогих пасхальных яиц Фаберже.

В 1927 «Зимнее» было куплено галерей Wartski за 450 фунтов стерлингов, в 1934 году перепродано лорду Алингтону за 1 500 фунтов стерлингов. В 1948 году его купил британский магнат Бернард Экштейн, однако в скорости он скончался, и яйцо Фаберже вместе с другим его имуществом было выставлено на аукционе Sotheby’s в Лондоне. За 1 870 фунтов стерлингов его приобрел Артур Брайан Ледбрук. 

После 1975 года, когда этот джентльмен умер, его след потерялся. В 1993 году «Зимнее» яйцо нашел в обувной коробке под кроватью в пригороде Лондона дилер из Австралии. В 1994 году синдикат из Австралии во главе с ювелиром из Мельбурна Роем Мартином выставил артефакт  на аукцион Christie’s в Женеве. Анонимный покупатель из США по телефону заплатил за него 7,263 млн швейцарских франков ($5,587 млн).

В 2002 году яйцо Фаберже вновь появилось на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. За $9,579 млн его приобрел член королевской семьи Катара, сейчас оно находится в собственности Управления музеев Катара.

  • 1914 год — императорское яйцо «Екатерина Великая» (Гризайль или Розовые камеи)

Пасхальное яйцо (171 х 121 х 89 мм) в стиле в Людовика XVI выполнено из золота, покрыто розовой и белой эмалью. С помощью чеканки и резьбы по золоту на него нанесен орнамент. На внешнюю отделку «Екатерины» пошло 1 008 бриллиантов и 509 жемчужин. Вес изделия — 968,5 грамма.

Верхушку и донышко яйца украшают инициалы Марии Федоровны и год «1914», они «накрыты» крупными плоскими бриллиантами.

Поверхность яйца украшают восемь эмалевых миниатюр с сюжетами на тему «наука и искусство» по мотивам работ французского художника Франсуа Бушэ. Различные по размеру и форме медальоны заключены в рамки из жемчуга.

Подставка для яйца в виде четырех львиных лап была выполнена из золота. Между ними проходят скрещенные стрелки, соединяющие ножки друг с другом. Нынешний стенд — копия, оригинальный утрачен.

Сюрприз — механический паланкин с императрицей внутри, который несут два арапа. Он утрачен.

Императрица Мария Федоровна писала своей сестре Александре : «…сюрпризом в этом яйце был механический Портшез с Екатериной Великой внутри, который несут два мавра. В Портшезе восседает Екатерина Великая с крошечной короной на голове. Если завести, мавры двигаются. Это сказочно прекрасное и роскошное творение Фаберже. Я так ему и сказала: « Вы – гений нашего времени, несравненный!» 

«Портшезом» в то время именовали носилки. Это слово появилось от французского «Сhaise a porteurs» – буквально «носимый стул».

Механизм заставлял арапов, облаченных в красные ливреи и тюрбаны, медленно переставлять ножки, а паланкин — катится на колесиках.

Мастер-ювелир — Генрих Вигстрём, автор миниатюр — Василий Зуев, сюрприз — Андрей Плотницкий.

Счет за «Розовые камеи» утерян, однако по документам два пасхальных яйца 1914 года суммарно стоят 59 452 рубля. По данным некоторых исследователей, «Екатерина» обошлась императору в 26 800 рублей, что обеспечивает ему третье место по стоимости среди всех императорских яиц после «Царевича» и «Мозаики».

В 1927 году комиссией Гохрана была проведена оценка экспоната № 17 558, его стоимость оценили всего в 2 400 рублей.

В 1930 году «Гризайль» за 8 000 золотых рублей ($4 000) купил Арманд Хаммер. В 1931 году он перепродал его за $12 500 Элеонор Барзин, семья которой владела компанией General Foods. Она приобрела яйцо Фаберже в качестве подарка на день рождения своей матери Марджори Мерриуэзер Пост.

В 1971 году М.М. Пост передала свою коллекцию предметов искусства Музею Хиллвуд в Вашингтоне. Уже тогда яйцо Фаберже «Розовые камеи» было без сюрприза.

  • 1915 год — императорское пасхальное яйцо «Красный крест c портретами»

Очень скромное яйцо (76 х 60 мм) выполнено из серебра и покрыто переливчатой белой эмалью. Из украшений — лишь два больших красных креста, рядом с которыми стоят даты «1914» и «1915». Между ними — славянское изречение золотой эмалью. Царь считал, что в разгар кровопролитной и разорительной Первой мировой войны нельзя было допускать излишеств, в том числе драгоценных камней.

На «макушке» яйца (вес 316,7 грамма) изображена корона и монограмма императрицы Марии Фёдоровны, в основании — розетка с шестью лепестками.

Сюрприз — ширма с пятью овальными миниатюрами из перламутра и акварели на слоновой кости. На портретах работы Василия Зуева изображены женщины-члены императорской семьи России в форме медицинских сестёр:

  • великая княжна Ольга Александровна (сестра Николая Второго);
  • великая княжна Ольга Николаевна (старшая дочь);
  • императрица Александра Фёдоровна (супруга);
  • великая княжна Татьяна Николаевна (вторая дочь);
  • великая княжна Мария Павловна (двоюродная сестра).

Мастер-ювелир — Генрих Вигстрём. Карл Фаберже выставил счет за «Красный крест c портретами» в размере 3 875 рублей.

После прихода к власти большевиков его передали в Оружейную палату Кремля, где присвоили №17 550. В 1927 году комиссия Гохрана оценила его в 1 632 рублей.

В 1930 году яйцо «Красный крест c портретами» продали в США братьям Хаммер (Hammer Galleries) за 500 золотых рублей ($250). В 1933 году они перепродали его Лилиан Томас Пратт — супруге исполнительного директора General Motors. Это стало ее первое яйцо Фаберже, в будущем их будет пять.

  • 1916 год — императорское пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия»

Орден Святого Георгия был учрежден императрицей Екатериной II в 1769 году как высшая награда для офицеров царской армии. С 1807 года начали вручать и знак отличия Военного ордена (неофициальное название Георгиевский крест) — высшую награду для нижних чинов (солдат и унтер-офицеров) Русской армии. Солдатский Георгиевский крест занял особое место в российской истории, став самой массовой наградой дореволюционной России.

В октябре 1915 года император Николай Второй стал кавалером «благородного» Ордена Святого Георгия IV степени. Цесаревича Алексея, который часто сопровождал отца в поездках на фронт, наградили серебряной медалью IV степени на Георгиевской ленте.

Сражения Первой мировой войны не утихали, поэтому в простом серебряном яйце (90 х 105 184 мм) нет ни намека на богатство или роскошь, оно лишено драгоценных камней и сложных механизмов.

Светлая эмаль естественной расцветки оживлена зелёной эмалированной сеткой в виде лавровых листьев и накладной «колорадской» георгиевской лентой, образующей банты.

На вершине яйца в орнаменте из зеленых лавровых листьев находится серебряная корона и монограмма вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. В основании яйца в таком же орнаменте указан год «1916».

Яйцо располагается на ажурной золотой подставке с четырьмя тонкими гнутыми ножками. К нему прилагается оригинальный бархатный футляр.

С двух сторон яйца на шарнирах крепятся накладные Георгиевские орден и медаль. При нажатии медальоны отходят в сторону, открывая портреты императора Николая II и цесаревича Алексея. Это и есть сюрприз. Миниатюры выполнены акварелью на слоновой кости Василием Зуевым.

Какой счет Карл Фаберже выставил царю за эту работу — не известно.

Получив этот подарок на Пасху, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна писала сыну: «Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами. Добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе». 

В 1919 году 72-летняя Мария Фёдоровна вместе с двумя дочерьми выехала из Советской России, прихватив с собой последнее пасхальное яйцо, подаренной сыном. После ее смерти в 1928 году артефакт достался её старшей дочери Ксении, а в 1960 году — внуку Василию Романову.

Он выставил яйцо на аукцион Sotheby’s в Лондоне, за 11 000 фунтов стерлингов его приобрел представитель обновленной компании Fabergé Том Ламли. Позднее он уступил его нью-йоркской галерее A La Vieille Russie.

В 1976 году императорское пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия» за $142 000 купил Малкольм Форбс. Почти через тридцать лет, в 2004 году, оно вернулось в Россию.

  • 1917 год — императорское яйцо «Берёзовое»

Николай II заказал его Карлу Фаберже для своей матери на Пасху 1917 года. Он так и не смог вручить его из-за большевистской революции и последовавших за ней событий.

Исследователям удалось найти старые фотографические стеклянные негативы, на которых были рисунки яиц Фаберже, датированные 1917 годом. Так выглядит эскиз деревянного яйца из Карельской березы.

Более 85 лет «Берёзовое» яйцо считалось утраченным, пока в ноябре 2002 года российский миллионер Александр Иванов не заявил о том, что нашел и купил последнее императорское яйцо Фаберже.

Он отказался назвать имя предыдущего владельца, лишь сообщил, что он живет в Лондоне и является потомком русских эмигрантов. Цена сделки также не разглашается, но речь идет о «миллионах долларов». Вместе с яйцом Иванову достался золотой заводной ключик с шифром, украшенный 56 бриллиантами, футляр и два документа якобы авторства Карла Фаберже. Сюрприз — заводной слоник из золота и серебра, украшенный бриллиантами, — бесследно исчез.

В письме от 23 марта 1917 года ювелир просит председателя Временного правительства Александра Керенского разрешить передать ему бывшему царю «простое деревянное яйцо без роскоши. Оно карельской березы с маленькими ободами из золота. Внутри яйца находится простой механический слоник на счастье».

Скорее всего, разрешение было получено, поскольку 25 апреля 1917 года предприятие Фаберже выставило «Господину Романову Николаю Александровичу» счет на 12 840 рублей. Оплатить просят:

«яйцо большое карельской березы с оправой из разноцветного золота с ободами, где отображены чеканные и гравированные листья березы с сапфирами, …«механический серебряный с золотыми частями слон (изображен на королевском гербе Дании — ред.), усыпанный 64 «розами» (мелкие бриллианты — ред.) и 8 бриллиантами, с ключом из золота, усыпанным 56 «розами, …»корона из кости с камнями, полевая мышь костяная резная».

По словам Иванова, ему удалось найти опись имущества дворца покойного великого князя Владимира Александровича и его вдовы Марии Павловны от 30 октября 1917 года. В нем указано деревянное яйцо с механическим слоником внутри.

В последствии оно оказались в собрании Румянцевского музея в Москве (сейчас Библиотека имени Ленина). В описи предметов, представляющих материальную ценность, от 6 ноября 1926 года под №5 значится «Яйцо карельской березы с золотой накладкой и камнями». 24 января 1927 года все предметы, не относящиеся к профилю Библиотеки имени Ленина, были переданы в Государственное хранилище ценностей.

Далее «Березовое» яйцо покинуло Россию. Исследователи считают, что его вывез один из членов комиссии, изучающей вещи, изъятые у императорской семьи. Подозрение пало на Александра Котлера — бывшего сотрудника комиссии Гохрана по описанию «Алмазного Фонда СССР» и  бывшего коммерческого директора Московского Ювелирного Товарищества. В начале 1930-х годов он вернулся на историческую родину в Чехословакию и, мог прихватить с собой яйцо Фаберже.

Эксперты, привлеченные Ивановым, проверили идентичность клейм мастера Вигстрема, фирмы Фаберже и Петроградского Пробирного Управления на арматуре яйца на соответствие эталонным образцам и подтвердили их подлинность. Подтверждается и подлинность оттиска фирмы Фаберже на ткани внутри футляра. Принадлежность изделия фирме Фаберже якобы подтверждает и ювелирно-технологическая, искусствоведческо-стилистическая, геммологическая и пробирные экспертизы.

Несмотря на это, у многих экспертов подлинность этого «яйца Фаберже» вызывает сомнения. Скептики указывают на то, что деревянное яйцо с механическим слоном из дворца Марии Павловны не обязательно должно быть императорским яйцом 1917 года. Об этом нигде прямо не сказано, а ведь Фаберже изготовлял пасхальные яйца не только для императриц.

Не совпадает и описание. Фаберже писал Керенскому: «Оно карельской березы с маленькими ободами из золота. Внутри яйца находится простой механический слоник на счастье».

А вот опись яйца из дворца великого князя Владимира Александровича: «Яйцо деревян(ное), в золотой оправе, в нем слон движущийся, серебро и золото, с розами, работы Фаберже».

Из какого дерева сделано яйцо не указано, не детализирован и тип золотой оправы.

Не проясняет ситуацию и опись предметов Румянцевского музея: «Яйцо карельской березы с золотой накладкой и камнями».

Яйцо же, представленное Ивановым, имеет узкие золотые ободья, маленький сапфир на застежке и украшенный бриллиантами золотой ключик.

Кроме того, подозрительно, что это «яйцо Фаберже» ни разу не меняло владельца с 1927 года, в то время, как другие ювелирные шедевры Фаберже, оказавшись за границей, многократно переходили из рук в руки.

Читать еще

Leave a Comment

три × один =