Картина «Черный прямоугольник, красный квадрат», которую выдавали за работу легендарного художника-авангардиста Казимира Малевича (1879-1935), оказалась подделкой. Данное полотно с 2015 года экспонировалось в музее изобразительных искусств Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия в немецком Дюссельдорфе.
До этого «Черный прямоугольник, красный квадрат» с 1979 года висел в музее Вильгельма Хака (Wilhelm Hack Museum) в немецком Людвигсхафене, кому он принадлежал ранее — не известно.
После двух независимых экспертиз, картина, датированная Малевичем 1915 годом, была признана подделкой периода 1972-1975 годов. Эксперты провели химический, рентгенофлуоресцентный и радиоуглеродный анализ. Последний показал, что абстракция содержит слишком много радиации и значительно «моложе» 1950 года.
Для музея Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen это настоящий удар, ведь стоимость картины оценивалась в 50-80 млн евро. В то же время постоянно были сомнения в ее подлинности, а недавно аналогичную картину продали на аукционе Sotheby’s за $60 млн.
В 1960-е годы в мире зародилась мода на абстракционизм, а цены на русский конструктивизм в частности, начали стремительно расти. Уже тогда специалисты арт-рынка заговорили о сговоре между русскими специалистами и фальсификаторами. Ходили слухи, что КГБ специально выпускает подделки, которые за валюту продают за рубеж.
Поделывать Малевича куда проще, чем Рембрандта: абстрактные картины технически легче писать, а кроме того, не было полного каталога работ Малевича.