Картина «Испанка» (L’Espagnole) российской авангардистки Натальи Гончаровой (1881–1962) стала топ-лотом торгов предметами русского искусства, которые проводил в Лондоне аукционный дом MacDougall’s. Полотно (167 х 58,5 см) было продано за 948 000 фунтов стерлингов ($1,22 млн).
Картина «Испанка» вошла в знаковый цикл «испанок», которых Гончарова писала в 1910-1930-х годах. Испанская тема впервые возникла у Гончаровой в 1916 году во время работы над оформлением балетных спектаклей «Триана» на музыку Исаака Альбениса и «Испания» на «Испанскую рапсодию» Мориса Равеля для дягилевской антрепризы. Готовясь к постановке, вся труппа в сопровождении Гончаровой и Ларионова отправилась в Испанию, где, после полугодового пребывания в Сан-Себастьяне, художники вместе с Леонидом Мясиным и Сергеем Дягилевым совершили автомобильное турне.
Впоследствии Гончарова вспоминала: «Мы осмотрели Бургос, Севилью, Авилу, Мадрид. Соборы, монастыри, великолепные дворцы, поражающие выражением какой-то серьезной суровости, проступающей
даже в самой роскошной, пышной, перегруженной деталями барочной архитектуре. Все это соединялось с прозрачным воздухом, красной землей равнин, лежащих среди серых скалистых гор, и синим небом».
И хотя «испанским» балетам художницы не суждено было осуществиться, в работе над ними она обрела основную тему своего будущего творчества.
Первая выставка, на которой были показаны ее работы на испанскую тему — это 12-е Венецианское биеннале 1920 года. Годом позже в лондонской галерее Whitechapel художница снова представляет «испанок». На этой выставке предположительно могло быть показано и проданное в Лондоне полотно.
Вторым по стоимости лотом стал «Портрет моего отца» Павла Челищева (1898-1957) — 559 800 фунтов стерлингов ($722 тыс.). Картина (48,5 х 61,5 см) датирована 1939 годом.
Являясь наследником русской художественной традиции, Челищеву почти все свои художественные замыслы пришлось воплощать в эмиграции. Константинополь, София, Берлин, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Рим — далеко не полный перечень мировых центров, где художнику было суждено совершенствовать свой талант и творить. Художник представлен в крупнейших музеях мира, а его знаменитая «Игра в прятки» (1940-1942) является частью коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Конец 1930-х годов — время расцвета зооморфных и антропоморфных пейзажей Челищева, которые сам он называл «метаморфическими». В то времяхудожник жил в Вестоне (Коннектикут) в доме своей подруги Эллис де Ламар. Там он создал сотни рисунков и акварелей холмистых пастбищ и лесов, в которых угадывались головы и фигуры людей, морды диких животных, оживающие деревья. Таков и «Портрет моего отца», где элементы пейзажа преобразуются в огромную рычащую голову тигра.
Третье место на русских торгах MacDougall’s поделили Иван Чуйков (род. в 1935) с работой No. 10 из серии «Открытки» и Константин Максимов (1913-1994) с «Мальчиками в лодке». За эти работы заплатили по 121 500 фунтов стерлингов ($156,8 тыс.).
Картина «No. 10» из серии «Открытки» Ивана Чуйкова подписана 1992 годом, ее размер — 180 х 130 см.
«Мальчики в лодке» Константина Максимова подписана 1946 годом, ее размер — 91 х 75,5 см. Этот выполненный на пленэре, первоначальный вариант «Мальчиков в лодке» предвосхищает хрестоматийную композицию 1947 года, хранящуюся ныне в Чувашском Государственном Художественном музее.