Из филиала Лувра в Объединенных Арабских Эмиратах «пропала» самая дорогая картина в мире — «Спаситель мира» (Salvator Mundi) Леонардо да Винчи (1452-1519), сообщает The New York Times. Пропажу случайно обнаружили сотрудники парижского Лувра. Французы рассчитывали показать картину в сентябре на выставке, приуроченной к 500-летию со дня смерти величайшего художника эпохи Возрождения. И обратились к своим коллегам из ОАЭ. Однако там развели руками — «Спасителя мира» у них нет.
«Самой дорогой картиной мира» полотно, которое приписывают кисти да Винчи, стало 15 ноября 2017 года. На аукционе Christie’s «Спасителя мира» продали за рекордные $450,3 млн. Тогда сразу возникли вопросы о ее новом владельце.
Власти ОАЭ объявили, что экспонироваться «Спаситель мира» будет в арабском «Лувре Абу-Даби». Однако поползли слухи, что на самом деле работу да Винчи купил саудовский принц Бадер ибн-Абдулла ибн Мохаммед ибн Фархан Аль-Сауд, входящий в окружение наследного принца Мухаммеда ибн Салмана Аль-Сауда. Якобы саудиты приобрели полотно от имени властей ОАЭ, чтобы не афишировать свое участие. Косвенным подтверждением этому стала отмена по неизвестной причине в сентябре 2018 года показа Salvator Mundi в арабском «Лувре». Кроме того, принц Бадер бин Абдулла бин Мухаммед бин Фархан аль-Сауд был назначен первым министром культуры Саудовской Аравии. «Пропажа» полотна является еще одним аргументом в пользу того, что «Спасителя мира» купили саудиты.
Кто бы из представителей арабских государств не приобрел картину, многих экспертов настораживало, что «Спаситель мира» уехал на Аравийский полуостров. Дело в том, что изображать пророков (христианский Иисус для мусульман пророк) в исламе запрещено.
Внезапное исчезновение картины стоимостью почти в полмиллиарда долларов вновь подняло волну сомнений относительно ее авторства. Скептики уверены, что картина, вокруг которой поднялся неслыханный ажиотаж, является всего лишь искусной подделкой, и новый владелец картины не желает публично выставлять ее из опасения, что это станет достоянием общественности.
В частности, эксперт по картинам да Винчи Жак Франк написал письмо президенту Франции Эммануэлю Макрону, в котором выразил свои сомнения в том, что картина принадлежит кисти да Винчи. Представители Елисейского дворца заверили, что Макрон следит за ситуацией.
Профессор Института изящных искусств Нью-Йоркского университета Дайана Модестини, участвовавшая в реставрации «Спасителя мира», рассказала, что страховая компания собиралась провести в Цюрихе исследование холста, однако экспертизу отменили.
У многих экспертов еще до аукциона вызывало сомнение происхождение картины. «Спасителя мира» выставил на аукцион российский олигарх Дмитрий Рыболовлев, погрязший в громких судебных разбирательствах с арт-дилером из Швейцарии Ивом Бувье. Миллиардер обвинил антиквара в мошенничестве, дескать, он намеренно завышал стоимость произведений искусства, которыми интересовался бизнесмен, прикарманивая разницу, которая исчисляется сотнями миллионов долларов.
В мае 2013 года, еще до того, как между ними возник конфликт, Бувье предложил Рыболовлеву приобрести картину кисти Леонардо да Винчи. Запросил $127,5 млн, хотя были серьезные сомнения в том, что она действительно написана рукой величайшего художника эпохи Возрождения. Россиянин согласился. В последствии узнал, что швейцарец выкупил ее у прежних владельцев — консорциума антикваров и арт-дилеров из США — за $80 млн. Их радости не было предела, ведь в 2005 году они приобрели картину (65,5×45,1 см) всего за $10 000 как работу одного из учеников или последователей легендарного мастера.
Только после реставрации 2007 года стало известно, что автором «Спасителя», написанного в конце 1490-х, начале 1500-х годов, является сам Леонардо да Винчи. Хотя это подтвердили множество ученых и искусствоведов, сами владельцы до конца в это так и не поверили. Неудивительно, ведь новых картин гения эпохи Ренессанса не находили с 1909 года, когда появилась «Мадонна Бенуа» (сейчас хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург). В мире сохранилось чуть более 20 картин, написанных да Винчи, и все они находятся в музеях.