Не простые, а золотые. Царские подарки на Пасху — яйца Фаберже. Часть 1

Яйца Фаберже — серия ювелирных произведений без преувеличения самого известного российского ювелира Карла Фаберже. С 1885 года и до самой революции 1917 года этот «ювелир Его Императорского Величества и поставщик Высочайшего Двора» ежегодно изготавливал к Пасхе подарочные яйца для российских императриц. Завершены и вручены августейшим заказчикам 50 изделий, которые можно смело назвать шедеврами ювелирного искусства. 30 яиц на Пасху получила Мария Федоровна — супруга императора Александра III и мать Николая II; 20 — императрица Александра Федоровна — жена последнего российского царя. Кроме того, на звание «императорских» претендуют еще два яйца, оба 1917 года, правда, одно является заготовкой, а подлинность второго вызывает сомнения. Из полсотни ювелирных яиц неизвестно местонахождение и судьба шести. У доживших до наших дней пасхальных Фаберже у половины не хватает деталей и комплектующих.

Ювелирная фирма Fabergé и ее история

В 1842 году француз-гугенот Густав Фаберже (1814-1893) основал в Санкт-Петербурге ювелирную фирму Fabergé. Ее расцвет пришелся на его сына — Петера Карла Фаберже (1846-1920).

Учился будущий глава самого известного ювелирного предприятия Российской империи сначала в Дрезденской школе изобразительных искусств, потом у мастера из Франкфурта-на-Майне Йозефа Фридмана. Вернувшись в Россию, оттачивал свое мастерство в мастерских и реставрационных Эрмитажа. В 1870 году в возрасте 24 лет возглавил предприятие отца.

В 1882 году талантливый и амбициозный Карл Фаберже завоевал золотую медаль на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Его работы привлекли внимание российского императора Александра III (1845-1984), который взял его под свое покровительство и дал несколько заказов. Поворотным для карьеры Фаберже стало изготовление пасхального подарка для императрицы Марии Фёдоровны (1847-1928) — ювелирного яйца с сюрпризом.

Работой француза царская семья осталась довольна, и в скором времени он получил звание «ювелира Его Императорского Величества» и стал главным поставщиком двора.

Карл Фаберже был не только талантливым дизайнером и ювелиром, но и расчетливым смекалистым бизнесменом. Под крылом монаршей семьи он расширил семейное предприятие и нанял лучших ювелиров для работы в своих мастерских.

В 1870-1886 годах производство «Фаберже» возглавлял Эрик Колин (клеймо «Е.К.») в 1886-1903 годах — Михаил Перхин (клеймо «М.П.»), потом его сменил Генрих (Хенрик) Вигстрем (клеймо «H.W.»).

В 1900 году в центре Санкт-Петербурга, на Большой Морской, 24, выросло главное здание фирмы в несколько этажей. К тому времени филиалы ювелирного дома появились в Москве (1887) и в Одессе (1900). В 1903 году Фаберже открыл свой первый магазин в Лондоне, в 1905 году — в Киеве. Московская фабрика специализировались на изделиях из серебра, ею заведовал знаменитый мастер Юлий Раппопорт.

Предприятие процветало, превратившись в крупнейшую ювелирную фирму в России. Фаберже приходилось конкурировать как с иностранными компаниями Hahn, Cartier, Tiffany и Boucheron, так и российскими — Хлебникова, Овчинникова и Болина.

Среди придворной знати и толстосумов возникла мода на украшения и безделушки от Fabergé, они считались символом статуса и хорошего вкуса. Заказчиками Фаберже становились представители европейской аристократии и члены королевских династий.

Вот, например, список покупок в 1909-1916 годах представителей монарших домов Болгарии, Сербии и Черногории: 147 яиц, 72 броши, 61 рамка, 58 запонок, 34 кулона, 30 булавок для галстука, 26 колец, 24 часов, 21 образ и 2 складня, 12 портсигаров, 12 набалдашников, 8 крестов, 7 звонков, 6 бонбоньерок и 6 пепельниц.

Клиентом стал и король Великобритании Эдуард VII (1841-1910), взявший в жены датскую принцессу Александру Дагмар (1844-1925) — родную сестру российской императрицы Марии Фёдоровны. Супруга Александра III любила напоминать о себе сестре, посылая ей в Лондон ювелирные безделушки. Так со временем британская королевская семья собрала приличную коллекцию работ Фаберже (о ней ниже). Эдуард VII поставил ювелиру одно условие: «Король не должен иметь копий!».

Сын ювелира Евгений Фаберже писал: «Русские великие князья и большая часть европейской знати были постоянными клиентами Фаберже. При посещении Петербурга иностранными монархами в программу осмотра города входил, согласно обычаю, визит в магазины Фаберже. Ни один монарх не отказывался от посещения фирмы».

«Золотое время» для ювелиров закончилась с началом Первой мировой войны и последовавшей за ней революцией. Победившие большевики национализировали и предприятия, и магазины, и продукцию ювелирного дома. Карл Фаберже бежал в Финляндию, потом перебрался в Швейцарию, где и умер в 1920 году в возрасте 74 лет. Его брат и сыновья пытались продолжать семейное дело в Париже, однако достичь былых высот не удалось.

В России фирма Fabergé успела выпустить около 200 тысяч ювелирных изделий. Узнать их можно по фирменному клейму «К. Фаберже», а также выцарапанному инвентарному номеру, который указывался в счете-фактуре.

Начало Пасхальной традиции Романовых

Свое первое ювелирное яйцо Карл Фабарже создал в 1885 году по заказу российского императора Александра III в качестве пасхального подарка для супруги Марии Фёдоровны.

Исполнение важнейшего заказа, от которого зависело благополучие и будущее всего предприятия, Фаберже поручил своему ведущему мастеру Эрику Колину. Принято считать, что ювелир взял за основу драгоценное яйцо из слоновой кости начала XVIII века, принадлежащее датской королевской семье и хранящееся в замке Розенборг в Копенгагене.

Дебютное пасхальное яйцо Фаберже (64 мм) имитирует натуральное: снаружи оно покрыто белой эмалью «скорлупой», а внутри в «желтке» из золота спрятан сюрприз — золотая «курочка» (35 мм) с рубиновыми глазками. Яйцо так и назвали — «Курочка».

Внутри золотой птички, как в матрешке, находились миниатюрная копия императорской короны из золота с бриллиантами и рубиновый кулон с цепочкой. И корона, и кулон в настоящее время утрачены.

Счет Фаберже за первый подарок императрице на Пасху составил 4 151 рублей.

Марии Фёдоровне так понравился подарок, что Фаберже поручили ежегодно изготавливать к Пасхе по одному ювелирному яйцу. Они не должны были повторяться, и обязательно имели «сюрприз».

«Рисунки этих (императорских пасхальных яиц — ред.) не представлялись на утверждение. Фаберже предоставляли полную свободу в выборе сюжетов и в самой работе», – писал Франц Бирбаум, главный мастер и художник «Фаберже».

Как только утверждался эскиз императорского яйца, за его создание принималась команда ювелиров под руководством опытнейших мастеров.

«Начатые вскоре после Пасхи, они бывали лишь с трудом готовы на Страстной (неделе – ред.). Передавались они главою формы лично императору в пятницу на Страстной неделе», — вспоминал Бирбаум.

А пасхальное яйцо Фаберже №1 отдали на хранение в Аничковый дворец в Санкт-Петербурге. Там оно пробыло вплоть до революции 1917 года. Опасаясь захвата города немцами, Временное правительство Александра Керенского (1881-1970) перевезло часть царских сокровищ, в том числе «Курочку», в Оружейную палату московского Кремля.

В 1920 году первое пасхальное яйцо Фаберже советская власть продала за границу в рамках программы по «превращению сокровищ в тракторы». Оно досталось некому дилеру из Лондона, который в 1934 году продал его на аукционе Christie’s всего за 85 фунтов стерлингов ($430).

Новым владельцем стал Альфред Джесси Суенсон-Тейлор (Alfred Jesse Suenson-Taylor), который в 1955 году получил титул 1-го лорда Гранчестера. После его смерти в 1976 году артефакт приобрела антикварная галерея из Нью-Йорка A La Vieille Russie. Кстати, основана она была в Киеве в 1851 году.

В 1978 году дебютное яйцо Фаберже за $126 250 купил Малкольм Форбс (1917-1990) — издатель авторитетного бизнес-журнала Forbes. К концу жизни ему удалось собрать двенадцать пасхальных яиц Фаберже, в том числе девять императорских. За это Форбс даже попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Большинство яиц он приобрел через галерею A La Vieille Russie, владельцы которой, династия Шефферов, имеют репутацию ведущих экспертов по Фаберже. Они утверждают, что через их руки разное время прошли 23 императорских яйца.

В феврале 2004 года коллекцию «Форбс» из девяти императорских яиц Фаберже, в том числе «Курочку», в рамках частной сделки купил российский олигарх, председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг (1957 г.р.). Сумма сделки не разглашается, но эксперты сходятся на цифре в $100 млн.

Для хранения и экспонирования своей коллекции ювелирных яиц (о ней в 4-й части) Вексельберг построил в Санкт-Петербурге Музей Фаберже, который открылся в 2013 году. Чтобы посмотреть на национальное достояние, которое спустя десятилетия вернулось на родину, выстраивались километровые очереди. Взглянуть на артефакты, которые принадлежали членам правившей в России семьи Романовых, пришли первые люди России.

Пасхальные подарки императрице Марии Федоровне от Александра III

  • 1886 год — императорское пасхальное яйцо «Курочка с сапфировым кулоном»

Местонахождение второго яйца Фаберже не известно, не сохранилось даже его изображения. До революции 1917 года яйцо хранилось в Аничковом дворце Санкт-Петербурга, потом его перевезли в Оружейную палату Кремля, далее его след теряется.

Известно, что сюрприз — золотая курица, инкрустированная бриллиантами. В клюве она держит сапфировое яйцо-кулон.

В архиве Временного правительства России императорский подарок описывался как «серебряная курочка на золотой подставке». Данное описание, скорее всего, ошибочно, поскольку в заказе императора было особо подчёркнуто, что яйцо должно быть из золота.

Счет за пасхальное яйцо Фаберже №2 составил 2 986,25 рублей, в документе указано, что на «Курочку с сапфировым кулоном» пошло 510 бриллиантов разной огранки.

  • 1887 год — императорское пасхальное яйцо «Золотое яйцо с часами»

Украшенное сапфирами и бриллиантами ювелирное изделие с часовым механизмом Vacheron Constantin изготовил мастер-ювелир Август Холмстрём. Счет за него составил 2 160 рублей, инвентарный номер — 1 644. Таким его сфотографировали на выставке в особняке барона фон Дервиза в Санкт-Петербурге в 1902 году.

1887 год «Золотое яйцо с часами»

Яйцо (83 мм) из желтого золота, украшенное драгоценными камнями, стоит на оригинальном штативе в виде трех львиных лап, украшенных золотыми гирляндами с голубыми сапфировыми кабошонами, увенчанными бантиками из розового бриллианта.

Сюрприз — часы Vacheron Constantin с белым эмалевым циферблатом и золотыми стрелками, инкрустированными бриллиантами.

В 1917 году «Золотое яйцо с часами» перевезли в Оружейную палату Кремля, в 1922 году оно перешло в введение Совета народных комиссаров и продано за границу советской внешнеторговой организацией Всесоюзное Объединение «Антиквариат».

В марте 1964 года на аукционе Parke Bernet (позднее был поглощен Sotheby’s) в Нью-Йорке пасхальное яйцо Фаберже №3 за $2 450 приобрела некто «Clark» — американка с юга CША. После ее смерти в 2004 году имущество пустили с молотка, и «золотую безделушку» с часами за $14 000 купил один из дилеров.

Его подозрение, что к нему в руки попал настоящий Фаберже, в 2012 году подтвердили эксперты лондонского ювелирного дома Wartski. Они и выкупили его у везунчика за неизвестную сумму. В 2014 году пасхальное «Золотое яйцо с часами» за 20 млн фунтов стерлингов приобрел частный коллекционер, который пожелал остаться неизвестным.

  • 1888 год — императорское пасхальное яйцо «Херувим и колесница»

Утеряно, его местонахождение не известно, как и точный дизайн. Существует лишь краткое описание в счёте-фактуре Фаберже и записях Российского государственного исторического архиве в Москве: «Ангел, тянущий колесницу с яйцом — 1500 рублей, ангел с часами в золотом яйце — 600 рублей».

Мастер-ювелир данного творения также остается загадкой, как и его размеры. Опись императорских драгоценностей от 1917 года содержит запись о «золотом яйце, украшенном бриллиантами и сапфирами; с серебряной позолоченной подставкой в форме двухколёсной повозки».

В 1922 году ювелирное яйцо было продано советской властью за границу, возможно, американским бизнесменам, выходцам из Одессы, братьям Хаммерам. Виктор Хаммер (1901-1985) в 1928 году основал в Нью-Йорке галерею Хаммера (Hammer Galleries). Арманд Хаммер (1898-1990) возглавлял корпорацию «Occidental Petroleum» и он обязался поставить в Советский Союз американскую пшеницу в обмен на черную икру, пушнину и драгоценности. У Хаммеров сложились близкие отношения с народным комиссаром внутренней и внешней торговли СССР  Анастасом Микояном (1895-1978). Во многом благодаря его поддержке они купили в 1930 году 10 яиц Фаберже.

В 1934 году в каталоге нью-йоркской выставки Lord and Taylor Арманда Хаммера упоминается работа Фаберже, очень похожая на «Херувима и колесницу». Возможно, ее купила богатая жительница Нью-Йорка миссис Этель Гантон Дуглас. После смерти в 1941 году ее имущество распродали на аукционе Parke Bernet в Нью-Йорке.

В 2007 году исследователи обнаружили изображение яйца Фаберже №4, оно попало в объектив во время выставки в Санкт-Петербурге в 1902 году. Правда, херувима с яйцом заслоняет яйцо «Кавказ», видно только его размытое отражение в витрине.

  • 1889 год — императорское пасхальное яйцо «Несессер» (Nécessaire)

Как и два предыдущих утеряно, мастер-ювелир и размер не известны. Сделано в виде футляра, внутри сюрприз — миниатюрный маникюрный набор из 13 предметов.

Яйцо изготовлено из золота, инкрустировано сапфирами, изумрудами, рубинами, жемчугом и бриллиантами. Внутренняя часть украшена тринадцатью бриллиантами, туалетные принадлежности выполнены из золота и бриллиантов. Императору пришлось заплатить за него 1 900 рублей.

В 1922 году яйцо «Несессер» было куплено Эмануэлем Сноуманом (1886-1970) из лондонского антикварного и ювелирного дома Wartski. Он посещал Советский Союз в 1925-1938 годах, купив в общей сложности девять императорских яиц Фаберже.

В 1949 году яйцо «Несессер» экспонировалось на выставке работ Фаберже, устроенном Wartski, где дважды попало в фотообъектив (фото ниже). Стопроцентно утверждать, что это пропавшее императорское яйцо, нельзя. В 1952 году артефакт продали неизвестному покупателю за 1 250 фунтов стерлингов.

  • 1890 год — императорское пасхальное яйцо «Датские дворцы»

Драгоценность (102 x 67 x 67 мм) в стиле Людовика XVI (нечто среднее между рококо и классицизмом, более строгие формы, прямые линии, четкость пропорций, лаконичный декор, античные орнаментальные мотивы) покрыта розово-лиловой эмалью и разделена на 12 секций золотыми полосками. Шесть вертикальных линий и три горизонтальные линии инкрустированы огранёнными бриллиантами. Их пересечения украшены изумрудами, а на вершине яйца располагается медальон с листьями, распускающимися вокруг сапфира в форме кабошона.

Внутри сюрприз — миниатюрная ширма в виде 10 акварельных картин-панелей на перламутре с видами дворцов в Дании и России.

Мастер-ювелир — Михаил Перхин, автор миниатюр — Константин Крижитский. Яйцо имеет оригинальный бархатный футляр. Цена — 4 260 серебряных рублей.

В 1922 году яйцо «Датские дворцы» было передано Совнаркому, но 1927 году Московский союз ювелиров вернул его в Оружейную палату Кремля под номером 17 553, как и 7 других яиц. Несмотря на это, в 1930 году его выбрали одним из 12 для продажи на экспорт. В том же году за 1 500 рублей ($750) оно досталось американской Hammer Galleries.

В 1971 году пасхальный подарок Марии Федоровны стал частью коллекции Матильды Геддингс Грей (1885-1971) — наследницы нефтяной империи из штата Луизиана, США. После ее смерти в 1971 году перешел в основанный ею фонд Matilda Geddings Gray Foundation, хранится там и поныне, как и два других императорских яйца — «Кавказское» (1893) и «Наполеоновское» (1912).

В октябре 1980 года они были украдены во время выставки, проходившей в Центре искусств в Висконсине, США. Вскоре похитители выбросили украденные вещи, они были найдены и возвращены в коллекцию.

  • 1891 год — императорское пасхальное яйцо с моделью крейсера «Память Азова»

Пасхальное яйцо «Память Азова» посвящено путешествию на Восток в 1890-1891 годах сыновей Александра III – наследника престола, цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, и великого князя Георгия Александровича. Плавание на военном корабле «Память Азова» через Индию, Китай и Японию продолжалось 9,5 месяцев и было омрачено покушением японского самурая на будущего императора Николая, который получил ранение в голову.

Яйцо (93 х 75 х 70 мм) выполнено в стиле Людовика XV (французское рококо — женственность, асимметрия, выгнутые ножки, декор, более теплые цвета). Мастер-ювелир — Михаил Перхин, миниатюра — Август Холмстрём.

Яйцо вырезано из цельного куска гелиотропной яшмы, покрыто ажурными золотыми орнаментами, инкрустированными бриллиантами и золотыми цветками. Широкая золотая кайма в месте соединения двух половинок яйца украшена рубином и двумя бриллиантами. Кнопочный замок яйца сработан в виде алого рубина. Внутренняя отделка — зелёный бархат.

Сюрпризом является миниатюрная копия крейсера «Память Азова» из золота и платины, помещенная на пластину из аквамарина, в золотой оправе с петлей. Оснастка военного корабля воспроизведена в мельчайших деталях: крошечные платиновые шлюпки, якоря на цепях, паутина тончайших золотых матч и микроскопические буквы названия «Азов» на корме.

В 1922 году яйцо «Память Азова» перешло в введение Совнаркома, но в 1927 году было возвращено из Фонда иностранной валюты Наркомфина в Оружейную палату Кремля, как и 15 других яиц. Там и хранится по сей день под номером 17 536.

  • 1892 год — императорское пасхальное яйцо «Алмазная сетка»

Изначально яйцо крепилось на подставку в виде трех серебряных амурчиков (олицетворяют сыновей императора Александра III: наследника Николая, Георгия и Михаила) на круглой зелёной плите из жадеита.

В декабре 1960 года, когда яйцо в последний раз появлялось на аукционе Sotheby`s в Лондоне, подставка и оригинальная упаковка были при нем, однако позже пропали.

«Скорлупа» яйца (104 х 121 х 237 мм) вырезана из полудрагоценного камня бавенита и опутана диагональной платиновой сеткой с огранкой из бриллиантов. Сверху и снизу в местах соединения полосок расположены два крупных бриллианта. Изготовлением ювелирного яйца занимался Август Холмстрём. Счет Фаберже императору за пасхальное яйцо «Алмазная сетка» составил 4 750 рублей.

Внутренняя отделка выполнена белым атласом, сюрприз — механический слоник (60 x 55 x 34 мм) из слоновой кости с крохотным чернокожим погонщиком на голове. Его бока украшены золотыми крестами, каждый с пятью белыми драгоценными камнями. Лоб слона был украшен такими же камнями, бивни, хобот и упряжь — маленькими алмазами.

Игрушка имеет сходство со слоном, изображенном на королевском гербе Дании — родине императрицы Марии Фёдоровны. Слоник заводился с помощью ключа — это один первых механизмов, созданных в мастерских Фаберже.

Долгое время сюрприз считался пропавшим, но в 2015 году его обнаружили у королевы Великобритании Елизаветы II — в  Британской королевской коллекции (The Royal Collection). Оказалось, что в 1935 году слоника купил король Георг V (1865-1936) на подарок супруге королеве Марии (1867-1953).

В 1920-е годы неокрепшая советская власть поменяла ювелирный шедевр на валюту, уступив за Мишелю Норману из Australian Pearl. Позже яйцо было продано Эмануэлю Сноуману в Лондон, а в 1929 году его за 260 фунтов стерлингов купил Т.Б. Китсон. В 1960 году вещи покойного мистера Китсона продали на аукционе Sotheby’s в Лондоне, и яйцо «Алмазная сетка» ушло за 2 400 фунтов стерлингов. До 1983 года драгоценность сменила ряд частных коллекций на Туманном Альбионе, потом переехала в США.

В апреле 2003 году на аукционе Christie`s в Нью-Йорке яйцо не нашло покупателя при стартовой стоимости $3 млн. В 2012 году его приобрели американские супруги-бизнесмены Артур и Дороти Макферрин (McFerrin).

  • 1893 год — императорское пасхальное яйцо «Кавказское»

Яйцо-сувенир (92 x 73 мм) в стиле позднего Людовика XV на золотой подставке с витыми золотыми ножками, имитирующими гнутое дерево, имеет четыре открывающихся овальных окошка, на дверцах — венок и цифры из бриллиантов, образующие год «1893».

По сторонам от каждого окна и дверец находятся золотые жезлы с жемчужинами на концах. На верхней части яйца под большим «портретным» бриллиантом находится миниатюрный портрет Великого князя Георгия Александровича, в основании яйца находится портретный бриллиант меньшего размера. Мастер — Михаил Перхин.

Сюрприз утерян, однако считается, что это были акварельные миниатюры Кавказа, писанные Константином Крижитским.

В окошках — миниатюры дворцов и усадеб, где на Кавказе останавливался сын русского царя, страдавший от туберкулеза. В 1899 году чахотка победила брата Николая Второго.

На яйцо для Марии Федоровны пошло разноцветное золото, серебро, платина, жемчуг, бриллианты, хрусталь, слоновая кость, акварель, эмаль. Счет за него составил 5 200 рублей.

В 1922 году яйцо «Кавказское» передали Совнаркому, есть оценочный документ, где сказано, что эмаль сколота в трех местах, а одна роза с бриллиантом пуста. В 1927 году его вернули вместе с 15 другими в Оружейный фонд Наркомфина. В 1930 году выбрано среди 12 других для продажи на экспорт, вместе с 9 другими продано Hammer Galleries. Цена — 5 000 рублей ($2 500). В 1959 году артефакт приобрела Матильда Геддингс Грей, после ее смерти он отошел основанному ей Фонду.

  • 1894 год — императорское пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс»

Это был последний подарок на Пасху от императора Александра III своей  супруге Марии Федоровне.

Агатовое яйцо-шкатулка (133 х 82 х 203 мм) в стиле ренессанс (торжественно, роскошно, величественно, монументально) было почти точной копией халцедонового ларца начала XVIII века работы амстердамского мастера Ле Роя (Лу Руа) из коллекции дрезденского музея «Зеленый свод» (Grünes Gewölbe).

Ювелиры Fabergé придали ларцу форму яйца, он изготовлен из матового агата и украшен оправой из золота и белой эмали, а также четырехлистниками из бриллиантов с рубинами в центре на каждом пересечении. Две створки яйца имеют окаймление из красной эмали. На верхней половине яйца розовыми бриллиантами выложен год «1894».

С обеих сторон размещены золотых ручки в виде скульптурных львиных голов с кольцами в зубах. Чеканное основание отделано листьями прозрачной зелёной эмали, чередующихся с цветами красной эмали.

Сюрприз утерян и неизвестен, самое интересное, что не описан в счете Фаберже. Существуют версии, что это могло быть жемчужное украшение или хрустальное яйцо «Воскресение Христово». Последнее идеально подходит по размеру и стилю, кроме того, демонстрировалось вместе с «Ренессансом» в одной витрине во время выставки в Петербурге 1902 года.

Яйцо «Воскресение Христово» выполнено из горного хрусталя с поясками алмазов и имеет внутри полихромные фигурки Спасителя и двух ангелов. Оно упоминается среди имущества императрицы Марии Фёдоровны, но нигде не указано как работа Фаберже.

В 1930 году пасхальное яйцо-шкатулку «Ренессанс» продали за 1 000 рублей (около $500) нью-йоркской Hammer Galleries. В 1937-1947 годах находилось в собственности английского аристократа и кинопродюсера Генри Тальбота де Вере Клифтона (1907–1979), в 1947-1958 годах — супругов Лински из Нью-Йорка, в 1958 году — галереи A La Vieille Russie.

В 1965 году за $78 750 продано в коллекцию Малкольма Форбса, откуда его в 2004 году выкупил Виктор Вексельберг и вернул в Россию.

Пасхальные яйца для императрицы Александры Фёдоровны от Николая II

В ноябре 1894 года Николай II (1868-1918), едва успев похоронить отца и взойти на престол, обвенчался с великой княгиней Александрой Федоровной (1872-1918), в девичестве принцессой Алисой Гессен-Дармштадской, внучкой английской королевы Виктории. Будущие супруги познакомились за пять лет до этого, Николай Романов пылко влюбился в юную принцессу и намеревался просить ее руки, против чего возражал его отец.

Новый царь не только сохранил традицию заказывать у Фаберже драгоценные яйца с сюрпризом к Светлому празднику Воскресения, но и вдвое увеличил заказ. Уже к Пасхе 1895 года придворному ювелиру поручили изготовить два яйца: одно для овдовевшей императрицы Марии Фёдоровны, второе — для супруги Императора Всероссийского Александры Фёдоровны, принявшей православие. О подарках новой императрице и расскажем в первую очередь.

Карл Фаберже всегда лично отвозил Николаю II пасхальные яйца. На следующий день император вручал подарок своей жене, а потом ехал в Аничковый дворец, чтобы порадовать свою мать. После смерти своего мужа Александра III Мария Фёдоровна практически не покидала Аничков дворец, сделав его своей резиденцией. Там и хранила пасхальные яйца.

  • 1895 год — императорское пасхальное яйцо «Бутон розы»

Первый подарок на Православную Пасху от мужа-императора Александре Федоровне.

Яйцо (74 мм) в стиле неоклассицизм времен Людовика XVI выполнено мастером Михаилом Перхиным из разноцветного золота, покрыто полупрозрачной красной и непрозрачной белой эмалью, инкрустировано вертикальными рядами бриллиантов, лиственными гирляндами, венками из зеленоватого золота и лентами. Драгоценные камни образуют стрелы Купидона, символизирующие любовь.

Наверху, под большим плоским алмазом находится миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на пластине слоновой кости, под нижним алмазом начертана дата создания подарка «1895».

Яйцо открывается как бонбоньерка, внутри сюрприз — желтый бутон чайной розы на коротком стебельке (золото, покрытое непрозрачной желтой эмалью) в память о Дармштадте, родине императрицы.

Внутри цветка (30 мм) спрятана корона (золото, бриллианты, рубины), внутри которой рубиновый кулон. И корона, и кулон утеряны, но сохранилась их фотография 1917 года.

Счет Фаберже за «Бутон розы» составил 3 250 рублей.

В 1927 году яйцо «Бутон розы» продано Эмануэлю Сноуману из галереи Wartski в Лондоне. В 1934-м он за 525 фунтов стерлингов уступил его Чарльзу Парсонсу, который через три года перепродал его Генри Тальботу де Вере Клифтону.

После 1962 года след «Бутона розы» потерялся на несколько десятилетий. Когда нашлось, ходили слухи, что оно пострадало во время супружеской ссоры.

В 1985 году Малкольм Форбс приобрел его у лондонской Fine Art Society за $525 000. В 2004 году его выкупил Виктор Вексельберг и вернул в Россию.

  • 1896 год — императорское пасхальное «Яйцо с вращающимися миниатюрами»

Внутри яйца (254 х 101 мм) из горного хрусталя находится золотая ось, к которой крепятся 12 миниатюрных рисунков, заключенные в золотую рамку. На них изображены различные дворцы и резиденции, значимые для молодой императрицы:

  • Новый дворец, Потсдам, Германия: место ее рождения;
  • Кранихштайн, Гессен: любимая летняя резиденция в юности;
  • Замок Балморал, Шотландия: место, где проводила праздники в детстве бабушка Александры, Виктория;
  • Старый дворец, Дармштадт: официальное место нахождения отца Александры, Людвига IV;
  • Замок Вольфсгартен, Гессен: охотничий дом семьи Александры из её детства;
  • Виндзорский замок, рядом с Лондоном: резиденция королевы Виктории, при посещении её Александрой в детстве;
  • Дворец Эренбург, Кобург: место первой встречи Александры с Николаем;
    Замок Розенау, Кобург: место, посещенное парой на следующий день после церемонии бракосочетания;
  • Осборн-хаус, Остров Уайт: место, посещенное Николаем во время женитьбы на Александре;
  • Зимний дворец, Санкт-Петербург: место проведения церемонии бракосочетания Николая и Александры;
  • Аничков дворец, Санкт-Петербург: резиденция Марии Фёдоровны, где Александра провела свой первый год в России;
  • Александровский дворец, Царское село, рядом с Санкт-Петербургом: любимая зимняя резиденция императорской семьи.

Две половинки яйца из горного хрусталя скреплены тонкой золотой полоской, покрытой изумрудно-зелёной эмалью и инкрустированной бриллиантами.

Яйцо венчает 27-каратный сибирский изумруд, расположенный на золотой подложке. Данный кабошонный изумруд является одним из самых больших драгоценных камней, использованных Фаберже в серии императорских яиц. Нажатие на изумруд сверху яйца приводит миниатюры в движение, перелистывая их подобно страницам в книге. Это и есть сюрприз.

Золотая ножка яйца располагается на постаменте из горного хрусталя. Она расписана эмалью, снизу охвачена двумя кругами из ограненных бриллиантов,  украшена монограммами царицы, каждая увенчана бриллиантовой короной соответствующего королевского дома. Эти монограммы формируют непрерывный узор вокруг основания яйца.

Фаберже запросил за это яйцо у императора 6 750 серебряных рублей.

В 1930 году «Яйцо с вращающимися миниатюрами» из Оружейной палаты (№15 746) вместе с девятью другими было продано галерее Хаммера в Нью-Йорке за 8 000 рублей ($4 000).

В 1945 году стало последним из пяти императорских яиц, приобретённых Лилиан Томас Пратт (1876-1947), женой президента General Motors Джона Пратта. После ее смерти в 1947 году коллекция была передана в собственность Виргинского музея изобразительных искусств (Virginia Museum of Fine Arts) в Ричмонде, США, где и остается поныне.

  • 1897 год — императорское пасхальное яйцо «Коронационное»

В память о коронации императорской четы 9 (26) мая 1896 года в Успенском соборе Москвы. При его создании ювелиры отличились, стряхнув скуку и пробудив интерес к своей работе царской семьи и приковав внимание общественности. Это одно из самых красивых и знаменитых яиц Фаберже.

«Коронационное» яйцо (127 х 93 мм) состоит из двух соединенных шарниром половинок. Его поверхность  выполнена из золота, покрыта прозрачной желтой эмалью и перехвачена накладной трельяжной решёткой-орнаментом из лавровых листьев зелёного золота.

На перекрестах сетки красуются двуглавые орлы из черной эмали с бриллиантами. Этот дизайн напоминает золотую парчу, из которой было изготовлено коронационное платье императрицы.

В верхней части яйце, под крупным портретным бриллиантом, находится инкрустированная драгоценными камнями монограмма императрицы — буква «А» выложена из мелких бриллиантов, а «Θ» – из рубинов. Внизу яйца укреплен алмаз меньшего размера, сквозь который читается год «1897».

Непосредственно над яйцом работали ювелиры Михаил Перхин и Генрих Вигстрем.

Сюрприз — миниатюрная копия императорской кареты 1793 года изготовления, на которой въезжала во вторую столицу будущая императрица Александра Федоровна.

Модель кареты поворачивает и катится по всем правилам экипажного дела, пружиня на рессорах. Обе дверцы открываются, изнутри с двух сторон выбрасываются подножки. Шторки награвированы на окошках из горного хрусталя. На крошечные колеса надеты «железные обручи» из платины. Модель увенчана золотыми двуглавыми орлами по углам и миниатюрной бриллиантовой короной.

Изначально внутри украшенной бриллиантами мини-кареты был изумрудный кулон в виде яйца, который впоследствии был заменен подвеской-яйцом из желтого бриллианта. Он крепился к потолку с помощью золотого крючка.

Уникальную модель создал молодой мастер Георг Штейн, она обошлась в 2 250 рублей, это почти половина стоимости всего заказа (5 650 рублей). В частности, драгоценный камень (бриллиант или изумруд грушевидной формы), подвешенный внутри кареты, был оценен еще в 1 500 рублей.

В 1927 году «Коронационное яйцо» купил галерист из Лондона Эмануэль Сноуман. В 1934 году уступил его за 1 500 фунтов стерлингов коллекционеру Чарльзу Парсонсу. В 1939 году яйцо вновь попало к антикварам из Wartski и находилось там до 1979 года.

На аукционе Christie’s его продали за 532 000 фунтов стерлингов в коллекцию журнала Forbes.

В 1983 году коронационное яйцо «снялось» в очередной части «Бондианы» — фильме «Осьминожка».

В 2004 году «Коронационное» яйцо «в пакете» с восемью другими приобрел российский миллиардер Виктор Вексельберг.

  • 1898 год — императорское пасхальное яйцо «Ландыши»

Одно из трех императорских яиц Фаберже в стиле модерн или, как тогда говорили, art nouveaux (отказ от прямых углов и линий, изогнутые растительные орнаменты, отказ от симметрии).

Шедевр ювелирного искусства украшен любимыми весенними цветами молодой императрицы Александры Федоровны и инкрустирован жемчугом и бриллиантами, к которым она испытывала слабость. Яйцо (151 х 199 мм) находится на золотой подставке с четырьмя ножками, украшенными крупными жемчужинами.

«Скорлупа» яйца покрыта прозрачной розовой эмалью, украшена полосками алмазов и оплетена внизу ландышами на золотых стеблях с зелеными эмалевыми листьями и жемчужными цветками. На лепестках ландышей, подобно утренней росе, сияют алмазы.

Сюрпризом являются миниатюрные портреты трех самых дорогих Александре Федоровне людей: царствующего супруга Николая Второго и двух старших дочерей: Ольги (родилась 3 ноября 1895 года) и Татьяны (родилась 29 мая 1897 года).

Медальоны написаны акварелью на пластинах слоновой кости датским миниатюристом Иоганнесом Цейнграфом. Укреплены на верхушке яйца на металлических «стеблях» по принципу веера, появляются изнутри при нажатии на боковые жемчужины. В закрытом состоянии отверстие прикрывает миниатюрная копия императорской короны, усыпанная алмазами и рубинами. Стоимость — 6 700 серебряных рублей.

В 1927 году яйцо «Ландыши» купил Эмануэль Сноуман, в 1934 году уступил его за 2 000 фунтов стерлингов коллекционеру Чарльзу Парсонсу, но в 1948 году оно вернулось в Wartski и находилось там вплоть до 1979 года, когда за 300 000 фунтов стерлингов было продано в коллекцию Forbes. В 2004 году куплено Вексельбергом.

  •  1899 год — императорское пасхальное яйцо-часы «Букет лилий»

Сделано в виде старинных французских часов времён Людовика XVI, являются одним из самых крупных яиц Фаберже (270 мм). Мастер — Михаил Перхин, механизм часов — «Г.Мозер и сыновья». Материалы — золото цветное, платина, серебро, алмазы, оникс.

В часах усыпанная алмазами часовая стрелка имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука. Белый эмалевый циферблат часов с алмазными римскими цифрами вращался по горизонтали, а неподвижная стрела Купидона указывала время.

На верхушке яйца из венка золотых роз «произрастает» пышный букет агатовых лилий (оникс) с бриллиантовыми тычинками и стеблями из зеленого золота. Пестики цветов украшены тремя маленькими бриллиантами.

Золотую «скорлупу» яйца покрывает желтая эмаль теплого солнечного тона. В чеканных накладных узорах использовано цветное золото.

На одной стороне прямоугольного основания (96 х 64 мм) бриллиантами выложена дата «1899».

Сюрприз — рубиновый кулон-яйцо — пропал. В 1927 году, как и 16 других яиц, яйцо-часы «Букет лилий» было возвращено в Оружейную палату Московского Кремля под инвентарным номером 17 554. Там и хранится по сегодняшний день.
  • 1900 год — императорское пасхальное яйцо «Транссибирская магистраль»

Серебряное яйцо (275 мм) с откидной крышкой, созданное в честь завершения строительства и открытия Сибирской железной дороги, соединившей европейскую и азиатскую части России.

На лицевой стороне яйца выгравирована карта Российской империи с транссибирской магистралью и надписью «Великий Сибирский железный путь к 1900 году». Крышка украшена эмалью, увенчана гербовым орлом империи.

Яйцо покоится на ониксовой подставке из трех грифонов из позолоченного серебра.

Сюрприз — миниатюрная механическая копия поезда (398 х 14 мм) из паровоза и пяти вагонов, сделанных из золота и платины, у состава алмазные фары и рубиновые задние фонари. На вагонах выгравированы надписи: «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь», указано количество мест 18 и 24. С помощью золотого ключа поезд можно привести в движение.

Поезд-сюрприз складывается втрое и убирается в яйцо-футляр, внутри обитое бархатом.

Мастер — Михаил Перхин, счет за данное ювелирное изделие Карл Фаберже выставил в размере 7 000 рублей.

Яйцо «Транссибирская магистраль» хранится в Оружейной палате Кремля под № 17 540.

  • 1901 год — императорское пасхальное яйцо «Корзинка цветов»

Данное ювелирное изделие (230 х 100 мм) выполнено в виде золотой цветочной корзины, покрытой белой эмалью и перехваченной витой сеткой из золота и алмазов. В передней части серебряного яйца имеется дата «1901». Основой букета цветов служит «мох» из металлической нити. Цветы — анютины глазки, васильки, маргаритки, овес и травы — сделаны из золота и раскрашены эмалью различных оттенков.

Подставка яйца была повреждена и утеряна, впоследствии была изготовлена реставраторами заново. Ручка данной цветочной композиции выполнена в виде перевязанной лентами с вкраплениями алмазов.

Сюрприз данного яйца утрачен. Каких-либо сведений о нем в настоящее время нет. В счете цена данного ювелирного произведения указана как 6 850 рублей.

В 1927 году яйцо «Корзинка цветов» под инвентарным номером 17 555 вернулось в Оружейную палату Кремля, а в 1933 году было продано за 2 000 рублей ($1 000) неизвестному покупателю, скорее всего это был Эмануэль Сноуман или Мишель Норман. В том же году его выкупил король Великобритании Георг V и его супруга королева Мария. В 1953 году перешло по наследству к Елизавете II и сейчас является частью Британской королевской коллекции. Подробно о ней мы напишем ниже.

  • 1902 год — императорское пасхальное яйцо «Клевер»

Одно из трех императорских яиц Фаберже в стиле модерн вместе с «Ландышами» 1898 года и «Анютиными глазками» 1899-го. Стиль в счете не обозначен, хотя по другим яйцам Фаберже его обычно указывает.

Ювелирное яйцо (85 х 62 мм) «соткано» из золотых стеблей и листьев клевера. Некоторые листья заполнены светло-зеленой прозрачной эмалью, часть украшены мелкими алмазами. Между листьев вьются тоненькие ленточки, изложенные рубинами. По краю между верхней и нижней половинками яйца, скрытыми листьями, идет ажурный ободок с изображениями императорской короны, дата «1902» и монограммой императрицы Александры Федоровны.

Яйцо «Клевер» стоит на изящной золотой подставке с тремя ножками и скобками из плавно изогнутых стеблей. Внутри прятался сюрприз, который в годы революции он был утерян. Согласно архивным документам, это был четырёхлистник клевера, который украшали 23 крупных бриллианта с четырьмя миниатюрными портретами дочерей Николая II: Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.

Мастер данного ювелирного изделия — Михаил Перхин, счет за него — 8 750 рублей. Яйцо пасхальное «Клевер» (1902) №17 556 хранится в Оружейной палате Кремля.

  • 1903 год — императорское пасхальное яйцо «Пётр Великий»

Ювелирное изделие в стиле Людовика XV рококо посвящено двухсотой годовщине со дня основания города на Неве Санкт-Петербурга в 1703 году.

Яйцо (108 х 79 мм) изготовлено из красного, зелёного, жёлтого золота и платины, украшено алмазными и рубиновыми инкрустациями, накладными орнаментами в виде лавровых листьев, роз и камышей.

На верхней части яйца эмалированный венок окружает вензель Николая II, бриллиантами выложен год «1903». В нижней части яйца — двуглавый имперский орел из чёрной эмали, увенчанный двумя бриллиантами.

Четыре миниатюрные акварельные картины на слоновой кости посвящены Петру I. Яйцо покоится на подставке из «красной серебряной золоченой проволоки».

Сюрприз — миниатюрная золотая модель (39 мм) Медного всадника — статуи Петра Первого на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Мини-памятник поднимается механизмом.

Мастер-ювелир — Михаил Перхин, миниатюры — Василий Зуев, модель «сюрприза» изготовил Георгий Малышев. Фаберже выставил счет императору за это яйцо в размере 9 760 рублей.

В 1930 году яйцо «Пётр Великий» (инвентарный №17 541 Оружейной палаты) было продано Арманду Хаммеру за 4 000 рублей ($2 000), позднее было приобретено нью-йоркской галереей A La Vieille Russie, а в 1942 году куплено за $16 500 Лилиан Томас Пратт (Lillian Thomas Pratt). Сейчас является частью коллекции Музея изящных искусств, Ричмонд, штат Вирджиния (США).

В 1904-1905 годах Фаберже не выпускал пасхальные яйца из-за русско-японской войны. Вернее, работа над подарками на Пасху 1904 года («Московский Кремль» и «Лебедь») велась, но они были вручены уже после войны в 1906 году.

  • 1906 год — императорское пасхальное яйцо «Московский Кремль»

В 1903 году император Николай II и императрица Александра Федоровна провели Страстную и Пасхальную недели в Москве. После трагедии на Ходынском поле, когда во время коронационных торжеств в давке за бесплатными угощениями и сувенирами погибло более тысячи человек, августейшая чета откровенно избегала бывать во втором по значению городе Российской империи. Поистине исторический визит 1903 года и лег в основу очередного пасхального шедевра Фаберже.

«Московский Кремль» — самое большое из пасхальных яиц Фаберже (361 х 185 х 170 мм), изготовлено из золота, серебра, стекла, оникса, слюды, ткани и металла недрагоценного. В счете-фактуре Романовым стоит цена 11 800 рублей.

Изображён Успенский собор, в котором венчались все цари России. Воспроизведен даже его интерьер: в середине видны крошечные алтарь, иконы; башни украшены изображениями гербов Российской империи и Москвы.

В ансамбль встроено покрытое белой прозрачной эмалью яйцо, увенчанное полированным золотым куполом. Его можно отдельно снять.

Сюрприз — музыкальный механизм, который заводится золотым ключом (63 мм) звучат различные пасхальные гимны, для этого в двух башнях есть колокольчики. Кроме того, в яйцо вмонтированы заводные часы, диаметр мини-курантов — около 12 мм. Вся конструкция держится на восьмиугольном основании из белого оникса.

Экспертная оценка по «Московскому Кремлю» была сделана в 1927 году, оказалось, что яйцо повреждено — некоторые купола сломаны, окна разбиты, ключ сломан, различные мелкие детали отсутствуют и или помяты. Несмотря на это, его стоимость оценена в 46 400 рублей, это самая высокая сумма среди шестнадцати яиц в списке.

Хранится «Московский Кремль» 1906 года в Оружейной палате Кремля, инвентарный номер 17 542.

  • 1907 год — императорское пасхальное «Яйцо с решёткой и розами»

Золотое яйцо (77 х 58 мм) покрыто бледно-зелёной эмалью и украшено алмазной решёткой и бутонами роз, покрытых матовой, светлой и тёмной розовой эмалью, с изумрудно-зелёными листками. На верхней и нижней частях яйца прикреплены крупные бриллианты. Под нижним видна надпись «1907», предположительно, под верхним бриллиантом находилась монограмма, которая не сохранилась.

Сюрприз утерян, это было бриллиантовое колье и миниатюрный медальон с портретом царевича Алексея, выполненный акварелью на слоновой кости. Недостает и позолоченной подставки под яйцо.

Мастер — Генрих Вигстрем. В счете Фаберже указана стоимость 8 300 рублей.

В 1920 году пасхальное яйцо с решёткой и розами очутилось в руках у российского эмигранта в Париже Александра Половцева. В 1930 году его выкупил железнодорожный магнат из США Генри Уолтерс (1848-1931). В дальнейшем по завещанию перешло основанному им Художественному музею Уолтерса в Балтиморе, штат Мэриленд, с 1952 года находится в его постоянной экспозиции.

  • 1908 год — императорское пасхальное яйцо с моделью Александровского дворца

Яйцо (110 х 68 мм) сделано из нефрита, разделено на пять вертикальных линий, усеянных бриллиантами и соединенных между собой золотыми гирляндами, инкрустированными алмазами и рубиновыми цветами. В украшении яйца доминирует алмаз.

Оригинальная подставка утеряна, нынешняя была изготовлена ​​в 1989 году на Московском экспериментальном ювелирном заводе. Мастер —  Генрих Вигстрём.

Царское Село, являвшееся летней резиденцией русских императоров, стало во время царствования Николая II местом постоянного пребывания августейшей семьи. Семья последнего русского самодержца почти невылазно жила в Александровском дворце Царского Села, построенном архитектором Джакомо Кварнеги в конце XVIII века для великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра I.

Миниатюрная копия этого дворца, выполненная из цветного золота, серебра и эмали, и является «сюрпризом» пасхального яйца 1908 года. Окна дворца — из горного хрусталя, кровля перекрыта светло-зелёной эмалью. Модель закреплена на золотом столике с пятью высокими узкими ножками с гравированной надписью «Царскосельский дворец».

Нефритовое яйцо украшено пятью миниатюрными портретами детей Николая II – четырех великих княжон и единственного сына. Внутри специальных жетонов указаны даты их рождения:

  • Ольги — 3 ноября 1895 года;
  • Татьяны — 29 мая 1897 года;
  • Марии — 4 июня 1899 года;
  • Анастасии — 5 июня 1901 года;

  • Алексея — 30 июля (12 августа) 1904 года.

Лица царских детей написаны акварелью на слоновой кости и помещены под выпуклыми пластинами из горного хрусталя. Внутри яйца портреты закрыты золотыми оправами, на которых гравированы имена детей и даты их рождения. Над портретами выложены алмазами заглавные буквы имён детей.

На яйце вверху и внизу укреплены плоские треугольные бриллианты, под которыми стоит монограмма императрицы Александры Фёдоровны и дата «1908». Счет-фактура за яйцо с моделью Александровского дворца составляет в 12 300 рублей. В 1927 году было передано в Оружейную палату, оценка показала отсутствие трех бриллиантов. Хранится в Государственном музее Московского Кремля, инвентарный номер 17 543.

  • 1909 год — императорское пасхальное яйцо с моделью яхты «Штандарт»

Яхта «Штандарт» была заказана судостроительному заводу «Бурмейстер и Вейнс» в Копенгагене Александром III, который умер незадолго до ее спуска на воду 26 февраля 1894 года. Она стоила почти 4 млн рублей и была одним из самых роскошных судов своего времени, ее называли «плавающим дворцом».

«Штандарт» достигал в длину 116 метров и являлся самым большим кораблем, когда-либо построенным в Скандинавии. Николай II просто обожал эту яхту, на протяжении многих лет царская семья совершала на «Штандарте» прогулки и длительные путешествия.

Яйцо (153 х 100 х 84 мм) в стиле ренессанс (торжественно, роскошно, величественно, монументально) выполнено из горного хрусталя и ляпис-лазури на подставке из дельфинов. Сделано в виде футляра с откидной крышкой в горизонтальном положении. По периметру яйца идет золотая полоса с надписью «Standart 1909», покрытое зелёной эмалью и инкрустированное бриллиантами.

Сюрприз — миниатюрная копия яхты «Штандарт» из золота и платины, почти все ее детали подвижны.

Ювелир-мастер — Генрих Вигстрем, мини-копию яхты создал Альберт Хольмстрем. Стоимость яйца — 12 400 рублей.

Это одно из двух императорских пасхальных яиц, для которых найдены оригинальные дизайнерские чертежи, второе — «Наполеоновское» 1912 года.

В 1927 году проверка установила, что пасхальное яйцо с моделью яхты «Штандарт» лишилось десяти бриллиантов и имеет сломанные корабельные часы. Хранится в Оружейной палате Кремля под № 17 544.

  • 1910 год — пасхальное яйцо  «Колоннада»

Изображение храма любви в виде колоннады, внутри пара голубей, по периметру — ангелочки, на вершине яйца Купидон. Изготовлено в честь рождения 30 июля (12 августа) 1904 года долгожданного наследника — цесаревича Алексея.

Сюрприз — часовой механизм. Императорское пасхальное яйцо (286 х 170 мм) с вращающимися часами (розовый круговой эмалевый циферблат с цифрами из бриллиантов) увенчано серебряным позолоченным купидоном. Изначально он держал в руке стрелку, указывающую на время.

Шесть буэнитных колонн окружают пару платиновых голубей и поддерживают яйцо, на круглом основании восседают четыре серебряных позолоченных херувимчика.

Мастер-ювелир — Генрих Вигстрем, цена — 11 600 рублей.

Эмануэль Сноуман купил яйцо в Советском Союзе и привез яйцо в Лондон. В 1929 году его приобрела королева Мария и в 1931 году передала королю Георгу V. В 1953 году унаследовано королевой Елизаветой II, хранится в Британской королевской коллекции.

  • 1911 год — пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования»

Посвящено годовщине вступления на престол Николая II. Яйцо (132 х 213 мм) украшено портретными миниатюрами членов императорской семьи и копий полотен с  повествовательными эпизодами из истории дома Романовых.

Сюрприза как такового нет, поэтому отделка яйца отличается особым великолепием:  золотая скорлупа покрыта белой переливчатой эмалью и разделена на восемнадцать сегментов рельефными зелеными эмалевыми гирляндами с алмазными перетяжками. В них, помещены шестнадцать миниатюр, написанные Василием Зуевым на слоновой кости и покрытые пластинами из горного хрусталя.

Это семь портретов членов царской семьи — Николая II, Александры Федоровны и их пятерых детей. В верхнем ярусе помещены портреты трех старших дочерей – Ольги, Татьяны и Марии (они расположены по возрасту). Самая маленькая – Анастасия – изображена в нижнем регистре. В центральном поясе находятся портреты царя, царицы и цесаревича Алексея. Рамки портретов выполнены из мелких алмазов – «монарших камней», которые почти всегда обрамляют изображения Высочайших особ на всех произведениях фирмы Фаберже.

Остальные ячейки изображают главные события из царствования государя-императора вплоть до 1911 года:

  • Торжественное шествие в Успенский собор (1896);
  • Момент священного коронования (1896);
  • Мост Императора Александра III (российская императорская чета заложила первый камень в 1896 году в Париже);
  • Дом в Гааге, где происходила Первая Мирная конференция (1899);
  • Торжественный прием членов Первой Государственной Думы в Зимнем Дворце (27 апреля 1906 года, копия с фотографии, сделанной в тот день);
  • Музей Императора Александра III (открыт в 1898 году);
  • Открытие памятника Петру Великому в Риге (1910);
  • Открытие памятника в Полтаве к двухсотлетию Полтавской битвы (1909);
  • Перенесение мощей преподобного Серафима Саровского (1903).

Ниже миниатюр с портретами Николая II и Александры Фёдоровны в двух алмазных рамках указаны даты: «1894» — дата свадьбы Николая и Александры, и «1911» — пятнадцатая годовщина с момента коронации.

На вершине ювелирного пасхального яйца под крупным плоским бриллиантом расположена монограмма императрицы Александры Фёдоровны, в основании яйца — крупный бриллиант в окружении мелких.

Мастер-ювелир — Генрих Вигстрем, стоимость юбилейного яйца — 16 600 рублей.

Как яйцо «Пятнадцатилетие царствования» попало на Запад — неизвестно. В конце 1950-х годов его приобрела нью-йоркская A La Vieille Russie, а в 1966 году за $111 447 перепродала в коллекцию Forbes. Вот глава «клана», уже упоминавшийся Малкольм Форбс, позирует с этим произведением искусства.

Напоминаем, что в 2004 году все императорские яйца Фаберже в коллекции «Форбс» выкупил Виктор Вексельберг.

  • 1912 год — императорское пасхальное яйцо «Царевич» («Цесаревич»)

Яйцо (125 мм х 89 мм) в стиле Людовика XV вырезано из цельного куска бадахшакского лазурита (574,2 грамма) и украшено накладным золотым узором. Это стало первое яйцо Фаберже, полностью выполненное из лазурита. Под крупным прямоугольным алмазом видна монограмма Александры Федоровны «А.Ф.», под другим год — «1912». На фото заметно, что в яйце появилась трещина.

Сюрпризплатиновый двуглавый орёл с миниатюрным портретом царевича Алексея, инкрустированный 1871 бриллиантами. Основание из лазурита с бриллиантами и четырьмя алмазными листьями, свернутыми, как ноги. Обратная сторона обрамляет миниатюру, на которой изображена спина семилетнего цесаревича. Необычную миниатюру с «анфасом» и «затылком» Фаберже создал первый и последний раз.

Оригинальная двусторонняя миниатюра с акварельным портретом «Царевича в матроске» была повреждена (находится в коллекции Музея изящных искусств штата Вирджиния), ее заменили на архивную фотографию.

Стоит напомнить, что единственный сын Николая II и Александры Фёдоровны, наследник престола цесаревич Алексей с рождения страдал от страшного и неизлечимого заболевания — гемофилии.

Мастер-ювелир — Генрих Вигстрем, миниатюра — Василий Зуев. Сыну Карла Фаберже Эжену пришлось лично доставлять «Царевича» императору в Ливадийский замок недалеко от Ялты на южном побережье Крыма.

Счет Фаберже за это яйцо был утерян, однако сохранились документы, что два пасхальных яйца 1912 года стоят 50 897 рублей 50 копеек. Некоторые исследователи утверждают, что «Царевич» стоил 28 597 рублей. Это делает его самым дорогим императорским пасхальным яйцом Фаберже.

Экспертная оценка, проведенная советской властью в 1927 году установила, что яйцо «Царевич», числившееся в Оружейной палате под №17 547, лишилось одного ограненного бриллианта. Ювелирное изделие было оценено в 14 205 рублей. Несмотря на это, в 1930 году артефакт продали американскому бизнесмену Арманду Хаммеру за 8 000 рублей ($4 000) — 55% от оценочной стоимости.

В 1933 году его выкупила у Hammer Galleries жена главы General Motors Лилиан Томас Пратт, сейчас находится в Виргинском музее изящных искусств.

Когда Музей получил «Царевича», оно находилось на позолоченной серебряной треноге, которая не являлась оригинальной. Благодаря фотографиям удалось установить, что изначально яйцо покоилось на трехногой подставке с ножками в греческом стиле, повернутыми внутрь. Такая же используется в яйце 1911 года «Пятнадцатилетие Коронации». В 2012 году была изготовлена ее бронзовая копия, окрашенная в золотой цвет.

  • 1913 год — императорское пасхальное яйцо «300-летие Дома Романовых»

Трехсолетие царствования Романовых в России праздновали 21 февраля 1913 года. За три века до того на московский престол был призван шестнадцатилетний боярин Михаил Федорович Романов, ставший родоначальником новой династии.

Подставка под яйцо (190 мм х 78 см), выполненная из золоченого серебра, имеет вид трехстороннего гербового орла со скипетром и державой в лапах, стоящим на миниатюрной копии Государственного щита, входившего в царские регалии с конца XVII века.

Золотая «скорлупа» украшена белой переливчатой эмалью и затянута золотой чеканной сеткой с рельефными изображениями царских венцов, корон и двуглавых орлов.

Верх и низ яйца украшены крупными плоскими алмазами, под ними начертаны даты «1613» и «1913» (вверху) и вензель императрицы (внизу). Мастер-ювелир — Генрих Вигстрем.

Главным украшением пасхального шедевра 1913 года служат 18 миниатюрных портретов всех царствовавших представителей Дома Романовых. Они написаны акварелью по кости и помещены под выпуклыми пластинами из горного хрусталя, мастер — Василий Зуев.

Рамки портретов выполнены из мелких алмазов. Среди портретов нет императора Ивана VI так как его правление было непродолжительным. Портреты расположены не в хронологическом порядке, например, Николай II находится между отцом Александром III и Петром I.

Сюрприз — вращающийся земной шар, выполненный из вороненой стали с обозначенной территорией Российской империи в 1613 и 1913 годах. Расширение границы территории России с 1613 по 1913 годы «наглядно иллюстрирует мысль о расширении и укреплении Государства Российского под руководством представителей правящей династии».

Счет Фаберже за яйцо «Трехсотлетие Романовых» составил 21 300 рублей.

В 1922 году было отдано под управление Совнаркома, но в 1927 году возвращено в Оружейную палату Кремля. Хранится в Оружейной палате Кремля под номером 17 548.

  • 1914 год — императорское пасхальное яйцо «Мозаика»

Технически одно из самых сложных и необычных творений Фаберже. Пасхальное яйцо (95 х 79 х 70 мм) с мозаичным рисунком, выполненное из золота и платины, розовой и белой эмали с бриллиантами, рубинами, изумрудами, топазом, сапфирами, жемчугом и гранатами. На вершине — лунный камень, прикрывающий монограмму царицы, указан год «1914».

Яйцо охватывает платиновая сетка, в которую помещены крошечные бриллианты, рубины, топаз, сапфиры, гранаты, жемчуг и изумруды. Такая техника дает эффект мозаичного гобелена. Пять овальных панелей вокруг центра яйца украшены стилизованным цветочным мотивом, в местах их пересечения находятся пять крупных бриллиантов.

Сюрприз — миниатюрный золотая камея (овальная табличка на подставке) с профилями царских детей. Она украшена жемчугом и зелёными гранатами, а вверху увенчана алмазной имперской короной. Реверс таблички покрыт эмалью, в рамке указан год «1914» и имена детей.

Дизайнером «Мозаичного» яйца выступила Альма Пиль, а ювелиром — ее дядя Альберт Хольстрём. Счет за это яйцо был утерян, однако сохранились документы, что два пасхальных яйца, изготовленных в 1914 году, вместе стоят 59 452 рубля. По некоторым данным, «Мозаика» стоила 28 300 рублей, что делает его вторым по цене императорским пасхальным яйцом, изготовленным Фаберже после «Цесаревича» 1912 года.

Экспертная оценка этого яйца была проведена в 1927 году, его стоимость оценена в 30 096 рублей, это второй показатель среди шестнадцати яиц в списке. Самым дорогим, напомним, записан «Московский Кремль» 1906 года — 46 400 рублей.

В 1933 году императорское яйцо «Мозаика» было продано советской властью незарегистрированному покупателю за 5 000 рублей ($2 500). Уже в мае 1933 года было продано британскому королю Георгу V за 250 фунтов стерлингов. Вероятно, он хотел подарить его своей супруге, королеве Марии, на день рождения 26 мая. В 1953 году «Мозаичное» яйцо Фаберже унаследовала королева Елизавета II, оно является частью Британской королевской коллекции.

  • 1915 год — императорское пасхальное яйцо «Триптих Красный крест»

Аскетичное яйцо (86 х 63 мм), отражающее невеселые настроения из-за Первой мировой войны, изготовлено из золота и покрыто белой эмалью. С двух сторон яйцо (вес 389,6 грамма) украшают красные кресты, покрытые полупрозрачной красной эмалью. В центре каждого креста находится миниатюры — портреты великой княжны Ольги и великой княжны Татьяны в одежде сестер Красного Креста.

Крест с портретом Татьяны служит замком, при нажатии на который открываются двойные дверцы. В передней части яйцо делится на две части. Это одно из немногих императорских яиц, которые открываются вертикально.

Сюрприз — три иконы внутри яйца: Воскресения Христа, Святая Ольга и Святая мученица Татьяна. На компонентах яйца выполнена монограмма царицы и указана дата — «1915».

Вот что писал о пасхальных яйцах для императриц главный мастер фирмы Франц Бирбаум: «В годы войны яйца или совсем не изготовлялись, или очень скромной работы и невысокой стоимости. Таковые яйца изготовлены в 1915 г.»

Фаберже выставил императору счет за данное яйцо-складень в размере 3 600 рублей.

В 1930 году яйцо «Триптих Красный крест» было продано неизвестному покупателю в Москве всего за 500 рублей ($250). В 1943 году куплено в антикварной галерее A La Vieille Russie в Нью-Йорке за $4 400 Индией Эрли Миншалл, вдовой основателя Pocahontas Oil Company Т. Эллиса Миншалла. В 1965 году Миншалл завещала яйцо Художественному музею Кливленда.

  • 1916 год — императорское пасхальное яйцо «Военное стальное»

Яйцо (167 х 90 мм) также было создано в период Первой мировой войны, поэтому оно подчеркнуто простое и без драгоценных камней. Стоит на четырех пулях (снарядах), закрепленных на нефритовом постаменте.

Венчает яйцо золотая императорская корона. Подставка выполнена из нефрита с золотой каймой.

Стальное яйцо с накладным золотым гербом Российской империи и изображением святого Георгия украшено золотой монограммой Александры Фёдоровны и датой «1916», заключенными в золотой лавровый венок.

Сюрприз — миниатюрный мольберт с акварельной миниатюрой. На полотне изображен визит императора и наследника на позиции русских войск.

Мастер-ювелир — Генрих Вигстрем, художник-миниатюрист — Владимир Зуев.

Это было последнее пасхальное яйцо, полученное императрицей Александрой от супруга Николая Второго.

В 1927 яйцо «Военное стальное» было передано Валютным фондом Наркомфина в Музей Московского Кремля, где и хранится под № 17 551.

  • 1917 год — императорское пасхальное яйцо «Цесаревич Алексей» («Созвездие цесаревича»)

Император Николай Второй планировал вручить его жене Александре Федоровне на Пасху 1917 года, однако работа осталась незавершенной из-за февральской революции 1917 года.

Долгое время яйцо считалось утерянным, однако «нашлось» в 2001 году. Как оказалось, с 1925 года оно в разобранном виде хранилось в запасниках Минералогического музея имени А.Е. Ферсмана в Москве. Его в числе других драгоценных камней подарил музею сын прославленного ювелира Агафон Фаберже.

Мастером-ювелиром яйца «Цесаревич Алексей» («Созвездие цесаревича») выступал Генрих Вигстрём. Главный художник фирмы «Фаберже» Франц Бирбаум в 1922 году описывал яйцо так: «… яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака, само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен…»

Сохранился скетч, наброска дизайна яйца, сделанная рукой Карла Фаберже. Он хранится в коллекции Александра Иванова (1960 г.р.).

Половинки сферы-яйца (77 мм) выполнены из синего стекла и украшены гравировкой и матированием. На верхней половинке выгравировано зодиакальное созвездие Льва, под которым родился цесаревич Алексей Николаевич — 12 августа (30 июля) 1904 года. В знаке Льва должен был крепиться самый крупный бриллиант, чтобы отметить нахождение Солнца в момент рождения долгожданного наследника престола.

Созвездие Льва окружено другими созвездиями, они должны были инкрустироваться мелкими бриллиантами.

Яйцо должны были поддерживать серебряные херувимы, сидящее на «облаке» из белого кварца (110 мм), которое закреплено на подставке — нефритовой плите (не сохранилась). В собранном виде высота всей конструкции должна была составлять 220 мм.

Половинки яйца полые, что свидетельствует о намерении вставить внутрь какой-то механизм. Скорее всего, сфера, поддерживаемая амурами, должна была вращаться, отмеряя ход времени.

На фото, представленных выше, показано «Созвездие», хранящиеся в Минералогическом Музее Ферсмана. Однако основатель частного Российского национального музея и Музея Фаберже в Баден-Бадене Александр Иванов утверждает, что настоящее императорское пасхальное яйцо «Цесаревич Алексей» («Созвездие цесаревича»)… находится в его коллекции. По его словам, яйцо в Минералогическом музее на самом деле является заготовкой для «лампы», заказанной в фирме Фаберже.

В отличие от «Созвездия» в Музея Ферсмана, «яйцо Иванова» (на фото ниже) является законченным произведением: сфера из голубого стекла с созвездиями инкрустирована бриллиантами, внутри находится часовой механизм с поворачивающимся циферблатом.

Постамент для яйца (которое по форме больше похоже на шар) сделан из цельного куска горного хрусталя, расположенного на нефритовой основе. Это, к слову, противоречит словам Бирбаума, приведенным выше.

Читать еще

Leave a Comment

19 − двенадцать =