Кража «Поцелуя Иуды» из Одесского музея. Картина стала «вещдоком» и больше не Караваджо

31 июля 2018 года исполнится 10 лет, как из Одесского музея западного и восточного искусства была украдена картина (или ее копия) итальянского художника, основоположник реализма в живописи Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды». 

25 июня 2010 года бесценное произведение искусства эпохи барокко, стоимость которого эксперты оценивали в $100 млн, перехватили в Берлине, когда возможные похитители (трое украинцев и один россиянин) пытались продать его местному коллекционеру.

В августе того же года немцы передали картину в Украину, однако до «родной» Одессы она так и не доехала — «осела» в столичном Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины. В статусе «вещдока» в деле о похищении и контрабанде, которое уже восьмой год рассматривается в Подольском райсуде Киева.

Бесценный Караваджо стал «вещдоком»

Так как полотно Караваджо стало «вещественным доказательством», суд наложил запрет на его реставрацию. Отменить его пытается Одесский музей. Дело в том, что во время похищения преступники вырезали картину из подрамника, и вместо того, чтобы находиться в растянутом состоянии, она хранилось как свиток.

Из-за этого полотно «село», на нем появились микротрещины, а краска начала осыпаться. После того, как «Поцелуй Иуды» оказался в руках немецких властей, Берлинская картинная галерея приступила к его реставрации, окончить которую не успели, вернув Украине.

В настоящее время картина под охраной хранится в Национальном реставрационном центре: в отдельном, приспособленном помещении с естественным освещением, в развернутом виде на столе. Как только суд даст отмашку, специалисты готовы немедленно приступить к реставрации.

Одесский музей давно передал в Киев кромки полотна, оставшиеся на раме после того, как картину (размером 134х172,5 см) вырезали воры. Их можно «срастить» с полотном, а дальше его необходимо растянуть.

В ответ на настойчивые просьбы руководителей Одесского музея, в феврале 2018 года Подольский райсуд распорядился проверить состояние картины и условия ее хранения. Отчитаться в хале суда должны представители реставрационного центра. Возможно, им удастся убедить Фемиду разрешить начать спасать национальное достояние.

Одесский «Поцелуй Иуды» — Караваджо или копия?

До сих пор не известно, является ли перехваченная в Германии картина подлинником Караваджо. В Национальном реставрационном центре ее так и называют: «полотно, которое приписывают кисти Караваджо».

Долгое время одесское «Взятие Христа под стражу» считалось авторской копией или оригинальной работой итальянца. С последним утверждением категорически не соглашалась Национальная галерея Ирландии в Дублине.

«Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» Караваджо написал в 1602 году по заказу римского вельможи Кириако Маттеи за 125 золотых монет. В XVIII веке картина пропала, однако в 1990 году ее нашел главный реставратор Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти. Он опознал шедевр в картине, висящей с 1930-х годов в трапезной дублинского Общества Иисуса. Позднее кисть Караваджо подтвердили и в лаборатори Национальной галереи Лондона.

До этого считалось, что у иезуитов висит копия утерянного оригинала Герарда ван Хонтхорста — одного из голландских последователей Караваджо. Общества Иисуса передало «Поцелуй Иуды» в бессрочную аренду Дублинской галерее.

Читать еще

Leave a Comment

пять × 3 =