В 2018 году мировой рынок искусства и антиквариата вырос на 6% до $67,4 млрд, чем показал второй по показателям результат за последние десять лет. Об этом сообщили аналитики швейцарской арт-компании Art Basel и банка UBS. В целом мировой арт-рынок с 2008 по 2018 год вырос на 9%.
США закрепляются в роли крупнейшего рынка, а Великобритания вновь становится вторым по величине рынком, опережая Китай. На эти три страны приходится 84% от общего объема продаж в денежном выражении.
Соединенные Штаты имеют ориентировочно 44% мирового рынка, что на 2% больше, чем годом ранее. Объем продаж в 2018 году достиг рекордной суммы в $29,9 млрд.
Несмотря на проблемы из-за Brexit, Соединенной Королевство в 2018 году показало относительно сильные продажи, в то время как в Поднебесной наблюдалось некоторое сокращение сделок и снижение аукционных цен из-за торговой войны с США и опасений возникновения долгового кризиса. На китайском рынке наблюдался еще один тревожный симптом — 57% работ, предложенных на аукционном рынке, не нашли покупателей. Как итог, Великобритания занимает 21% мирового арт-рынка, Китай — 19%.
Продажи в дилерском секторе выросли на 7% по сравнению с предыдущим годом, достигнув $35,9 млрд. Продажи на публичных торгах (аукционах) предметов изобразительного и декоративного искусства, а также антиквариата выросли на 3% до $29,1 млрд. На ярмарки произведений искусства приходится $16,5 млрд, а продажи через Интернет показали рост в 11%, достигнув $6 млрд. На сектор он-лайн уже приходится 9% от стоимости мировых продаж.
Опросы среди американских коллекционеров свидетельствуют, что большинству из них более 50 лет. В то же время на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии предметы искусства покупает и коллекционирует иная демографическая группа — так называемые «миллениалы», родившиеся в конце 80-х — начале 90-х годов. В частности, в Сингапуре они составляют 46% коллекционеров, в Гонконге — 39%.
Что качается гендерного соотношения, то на аукционном рынке картин сложился паритет — 50/50. В остальных сегментах уверенно лидируют мужчины. Доля женщин на мировых выставках выросла с 25% в 2000 году до 33% в 2018-м. Что касается художников, представленных в пяти и более галереях, доля женщин составляет 17%, а для мастеров, работы которых находятся более, чем в 15 галереях — всего 10%.
По оценкам, в 2018 году на мировом арт-рынке работало около 3 млн человек, а на мировом рынке предметов искусства, антиквариата и предметов коллекционирования — чуть более 310 тысяч.